Хотя в свое время армия США была заинтересована в получении военно-транспортного вертолёта Боинг-Вертол 107 (впоследствии он получил обозначение СН-46 «Си Найт»), в 1959 г. они предпочли более крупный вертолёт, проект которого разрабатывался с 1956 г. Опытный вертолёт Боинг-Вертол 114 «Чинук» совершил первый полёт 21 сентября 1961 г. С тех пор было построено 1155 машин, включая 136 вертолётов, выпущенных по лицензии итальянской фирмой «Агуста» («Меридионали»), и 54 вертолёта, построенные японской компанией «Кавасаки» ( CH-47 J ).
Исходная модель СН-47А стала поступать в американские войска в декабре 1961 года. Было выпущено 354 таких вертолёта, после чего началось производство 108 вертолётов в новом варианте СН-47В с более мощными двигателями. За последними последовали 270 ещё более улучшенных вертолёта СН-47С с двумя ГТД мощностью по 3750 л.с., увеличенным запасом топлива, несущими винтами со стеклопластиковыми лопастями и системой контроля за их состоянием. Фирмы «Боинг-Вертол» и «Меридионали» продавали вертолёты «Чинук» по всему миру. Среди экспортных вариантов можно отметить ка надские вертолёты СН-147 и британские HC.Mk.1. Вертолёты HC.Mk.1 поставлялись с двумя лебёдками грузоподъёмностью 9000 и 11300 кг, а также с более совершенным навигационным оборудованием и системами связи.
В течение 1982-1998 гг. 482 американских вертолёта «Чинук» были модернизированы в вариант CH-47D , что позволило значительно повысить их возможности. ВВС Великобритании модернизировали 32 вертолёта HC.Mk.1 «Чинук» в усовершенствованный вариант HC.Mk.2 , а также получили 8 вновь построенных вертолётов данной модификации и 9 вертолётов в варианте HC.Mk. , аналогично вертолётам МН-47Е, которые армия США применяет для проведения специальных операций. Кроме того, вертолёты CH-47D со стоят на вооружении Австралии, Греции, Италии, Нидерландов и Испании. Кроме вертолёта МН-47Е компания «Боинг» предлагает на экспорт вертолёты CH-47D «Интернешнл Чинук» и CH-47SD «Супер D ». В настоящее время министерство обороны США одобрило программу модификации вертолётов CH-47D в усовершенствованный вариант CH-47F , который будет состоять на вооружении американской армии до 2033 года.
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЛЁТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CH-47
Модификация: Боинг CH-47D «Чинук»
Страна разработчик: США
Тип: средний военно-транспортный вертолёт, экипаж 2-4 человека
Вооружение: возможна установка в дверных проёмах двух 7,62-мм пулемётов
Нагрузка: максимальная 10340 кг; до 44 десантников или 24 раненых на носилках в сопровождении двух санитаров
Двигатели: два ГТД Текстрон Лайкоминг Т55-L-712 взлётной мощностью по 3750 л.с.
Лётные характеристики: крейсерская скорость 255 км/ч; радиус полёта 185 и 56 км с максимальной нагрузкой в кабине и на внешней подвеске, соответственно
Массы: пустого 10150 кг; максимальная взлётная 22680 кг
Размеры: диаметр несущих винтов 18,29 м; длина фюзеляжа 15,54 м; высота по втулку заднего несущего винта 5,77 м; ометаемая воздушными винтами площадь 525,34 м2 |