Коллектив
одного из авиазаводов, строивших самолёты ТБ-3, предложил провести полную
модернизацию этого самолёта.
Главное управление авиационной промышленности поддержало инициативу
заводского коллектива. На помощь ему пришли более 20 преподавателей
и инженеров Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. Возглавил
группу В.Ф. Болховитинов. В короткий срок был разработан проект, и в
начале 1936 года два новых самолёта, получивших литеры ДБ-А, совершили
первые полёты.
Новый дальний бомбардировщик по своей общей схеме и размерам похож на
своего предшественника — ТБ-3. Это тоже четырёхмоторный цельнометаллический
моноплан, но уже не с гофрированной, а с гладкой обшивкой. Кабины и
огневые установки были закрытыми. Подвеска бомб внутренняя, шасси полуубираемое
в больших обтекателях. Фюзеляж — полумонокок. Всё это значительно улучшило
аэродинамику. Крыло для экономии веса было сделано неразъёмным, что
в то время редко встречалось на больших самолётах.
В марте 1936 года лётчики Н.Г. Кастанаев и Я.Н. Моисеев начали заводские
испытания бомбардировщика. Испытания в основном подтвердили расчётные
данные. С двигателями М-34 скорость ДБ-А была на 42 — 50 км/час больше,
чем у ТБ-3. В ноябре 1936 года лётчики М.А. Нюхтиков и М.А. Липкин на
втором экземпляре бомбардировщика — ДБ-2А установили два международных
рекорда подъёма груза на высоту. В первом полёте они с грузом в 10 тонн
набрали высоту 7032 м, а во втором с грузом в 13 тонн — 4535 м. Через
полгода лётчики Г.Ф. Байдуков и Н.Г. Кастанаев на этой машине установили
ещё два международных рекорда, но уже скорости полёта с грузом в 5 тонн
на дистанциях 1000 и 2000 км.
На одной из машин этого типа экипаж, возглавляемый С.А. Леваневским,
пошёл в первый почтово-грузовой рейс из Москвы в США через Северный
полюс. Старт был дан 12 августа 1937 года. Полёт проходил в очень сложных
метеорологических условиях. 13 августа в 13 часов 40 мин, самолёт прошёл
над Северным полюсом, а в 14 часов 32 мин. экипаж сообщил, что один
из двигателей остановился. На этом радиосвязь оборвалась. Самолёт так
и не был найден, несмотря на долгие и тщательные поиски.
В дальнейшем на бомбардировщике ставились двигатели АМ-34 ФРН. Производство
было в 1940 году прекращено, так как к этому времени прошёл испытания
новый бомбардировщик, обладавший значительно более высокими лётными
качествами. |