Летом
1940 года конструкторский коллектив, возглавляемый Владимиром Михайловичем
Мясищевым, начал постройку опытного двухмоторного дальнего высотного
бомбардировщика с герметическими кабинами. Самолёт разрабатывался под
новые мощные высотные двигатели жидкостного охлаждения М-120ТК конструкции
В.Я. Климова. К сожалению, нормальный ритм работы, из-за вынужденного
изменения места постройки самолёта, был нарушен; бомбардировщик, пилотируемый
испытателем В.И. Ждановым, лишь в феврале 1942 года совершил свой первый
полёт. Задержку конструкторы использовали для того, чтобы внести в самолёт
изменения, подсказанные опытом первых месяцев Отечественной войны. Они
усилили артиллерийско-стрелковое вооружение самолёта, увеличили количество
точек для подвески крупнокалиберных бомб внутри самолёта, усилили бронезащиту
экипажа и улучшили обзор из герметических кабин.
Конструкция бомбардировщика, получившего обозначение ДВБ-102, — цельнометаллическая.
Фюзеляж — стрингерный, с работающей обшивкой. Даже при огромном вырезе
в его нижней части для бомбового отсека и размещения носовой стойки
шасси, такая конструкция обеспечила необходимую прочность и жёсткость.
Применение шасси с носовой стойкой упрощало взлёт и посадку самолёта.
Уборка и выпуск шасси производились с помощью гидросистемы.
Крыло ДВБ-102 типа «чайка» из центроплана и двух отъёмных частей. Относительная
толщина профиля в корневой части 14,5% на конце 10%. Управление четырьмя
посадочными щитками-закрылками типа ЦАГИ — электрическое. В отъёмной
части крыла вмонтирован кессон-бак для горючего. Оперение свободнонесущее,
двухкилевое. Стабилизатор имел поперечное V = 11°. Шайбы вертикального
оперения крепились на концах стабилизатора.
При разработке самолёта конструкторы предусмотрели несколько вариантов
бомбовой нагрузки и применение бомб весом до 2000 кг размещаемых в бомбоотсеке
и на наружных съёмных подвесках. Общая бомбовая нагрузка достигала 3
тонн. Створки бомболюка открывались и закрывались с помощью гидравлики,
причём при открытии они прятались внутрь фюзеляжа.
Бортовое стрелковое вооружение ДВБ-102 состояло из четырёх огневых установок.
В передней герметической кабине конструкторы установили подвижную пушку
калибром 20 мм. Для отражения атак с наиболее опасного направления —
сзади сверху, в задней герметической кабине были размещены дистанционная
стрелковая установка (ДУС-1) с пулемётом УБК калибром 12,7 мм и пулемётом
ШКАС калибром 7,62 мм.
Для защиты от атак сзади снизу был установлен крупнокалиберный пулемёт
УБК.
Важнейшей отличительной особенностью опытного бомбардировщика ДВБ-102
были герметические кабины. Их устройство и оборудование в результате
большой предварительной экспериментальной работы, смелого новаторства
конструкторов обеспечивало практически нормальные физиолого-гигиенические
условия для экипажа на всех эксплуатационных высотах полёта без применения
кислородных приборов. Специальная система осуществляла вентиляцию кабин
и поддержание в них давления, соответствующего высотам 2—3 тыс. м.
В акте успешно закончившихся в сентябре 1942 г. лётных испытаний ДВБ-102
особо отмечалось, что «...максимальная скорость самолёта 542 км/ч —
выше максимальной скорости существующих дальних бомбардировщиков...
Оборудование герметических кабин значительно улучшает условия работы
экипажа на большой высоте, что особенно важно в длительном полёте...»
Однако доводка опытных двигателей М-120ТК затянулась, конструкторскому
бюро предложили установить на ДВБ двигатели воздушного охлаждения АШ-71
конструкции А.Д. Швецова. Работа была выполнена успешно. В августе 1943
года лётчик В. Жданов совершил на ДВБ-102 с новыми двигателями перелёт
по маршруту Омск — Казань — Москва. В этом полёте были подтверждены
практически все расчётные лётные характеристики бомбардировщика. При
нормальном взлётном весе в 15 тыс. кг ДВБ-102 с двигателями АШ-71 показал
скорость у земли 445 км/ч, а на высоте 9,5 км до 565 км/ч. Лётчик Ф.
Опадчий и бортинженер И. Квитко в ходе испытаний выполняли полёты и
на высоте 10500 м.
Из-за недоведённости двигателей М-120ТК и АШ-71 самолёт ДВБ-102 в серийное
производство запущен не был. Опыт его создания был использован при проектировании
других типов бомбардировщиков. |