РУЛЬ ВЫСОТЫ "главная"
 
Бомбардировщик ДВБ-102
   
 
 
Летом 1940 года конструкторский коллектив, возглавляемый Владимиром Михайловичем Мясищевым, начал постройку опытного двухмоторного дальнего высотного бомбардировщика с герметическими кабинами. Самолёт разрабатывался под новые мощные высотные двигатели жидкостного охлаждения М-120ТК конструкции В.Я. Климова. К сожалению, нормальный ритм работы, из-за вынужденного изменения места постройки самолёта, был нарушен; бомбардировщик, пилотируемый испытателем В.И. Ждановым, лишь в феврале 1942 года совершил свой первый полёт. Задержку конструкторы использовали для того, чтобы внести в самолёт изменения, подсказанные опытом первых месяцев Отечественной войны. Они усилили артиллерийско-стрелковое вооружение самолёта, увеличили количество точек для подвески крупнокалиберных бомб внутри самолёта, усилили бронезащиту экипажа и улучшили обзор из герметических кабин.
Конструкция бомбардировщика, получившего обозначение ДВБ-102, — цельнометаллическая. Фюзеляж — стрингерный, с работающей обшивкой. Даже при огромном вырезе в его нижней части для бомбового отсека и размещения носовой стойки шасси, такая конструкция обеспечила необходимую прочность и жёсткость. Применение шасси с носовой стойкой упрощало взлёт и посадку самолёта. Уборка и выпуск шасси производились с помощью гидросистемы.
Крыло ДВБ-102 типа «чайка» из центроплана и двух отъёмных частей. Относительная толщина профиля в корневой части 14,5% на конце 10%. Управление четырьмя посадочными щитками-закрылками типа ЦАГИ — электрическое. В отъёмной части крыла вмонтирован кессон-бак для горючего. Оперение свободнонесущее, двухкилевое. Стабилизатор имел поперечное V = 11°. Шайбы вертикального оперения крепились на концах стабилизатора.
При разработке самолёта конструкторы предусмотрели несколько вариантов бомбовой нагрузки и применение бомб весом до 2000 кг размещаемых в бомбоотсеке и на наружных съёмных подвесках. Общая бомбовая нагрузка достигала 3 тонн. Створки бомболюка открывались и закрывались с помощью гидравлики, причём при открытии они прятались внутрь фюзеляжа.
Бортовое стрелковое вооружение ДВБ-102 состояло из четырёх огневых установок. В передней герметической кабине конструкторы установили подвижную пушку калибром 20 мм. Для отражения атак с наиболее опасного направления — сзади сверху, в задней герметической кабине были размещены дистанционная стрелковая установка (ДУС-1) с пулемётом УБК калибром 12,7 мм и пулемётом ШКАС калибром 7,62 мм.
Для защиты от атак сзади снизу был установлен крупнокалиберный пулемёт УБК.
Важнейшей отличительной особенностью опытного бомбардировщика ДВБ-102 были герметические кабины. Их устройство и оборудование в результате большой предварительной экспериментальной работы, смелого новаторства конструкторов обеспечивало практически нормальные физиолого-гигиенические условия для экипажа на всех эксплуатационных высотах полёта без применения кислородных приборов. Специальная система осуществляла вентиляцию кабин и поддержание в них давления, соответствующего высотам 2—3 тыс. м.
В акте успешно закончившихся в сентябре 1942 г. лётных испытаний ДВБ-102 особо отмечалось, что «...максимальная скорость самолёта 542 км/ч — выше максимальной скорости существующих дальних бомбардировщиков... Оборудование герметических кабин значительно улучшает условия работы экипажа на большой высоте, что особенно важно в длительном полёте...»
Однако доводка опытных двигателей М-120ТК затянулась, конструкторскому бюро предложили установить на ДВБ двигатели воздушного охлаждения АШ-71 конструкции А.Д. Швецова. Работа была выполнена успешно. В августе 1943 года лётчик В. Жданов совершил на ДВБ-102 с новыми двигателями перелёт по маршруту Омск — Казань — Москва. В этом полёте были подтверждены практически все расчётные лётные характеристики бомбардировщика. При нормальном взлётном весе в 15 тыс. кг ДВБ-102 с двигателями АШ-71 показал скорость у земли 445 км/ч, а на высоте 9,5 км до 565 км/ч. Лётчик Ф. Опадчий и бортинженер И. Квитко в ходе испытаний выполняли полёты и на высоте 10500 м.
Из-за недоведённости двигателей М-120ТК и АШ-71 самолёт ДВБ-102 в серийное производство запущен не был. Опыт его создания был использован при проектировании других типов бомбардировщиков.
Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.  
Hosted by uCoz