РУЛЬ ВЫСОТЫ "главная"
 
Экспериментальный самолёт ХАИ-4
 
 
 
Летом 1934 года харьковские инженеры А.А. Лазарев, Н.Г. Бенинг и А.А. Кроль закончили работу над новым оригинальным экспериментальным самолётом, который имел три названия: ХАИ-4, «Искра» и «Осоавиахимовец Украины». По своей схеме самолёт резко отличался от всех машин, эксплуатировавшихся в те годы в военной, транспортной и спортивной авиации страны. Он представлял собой бесхвостый низкоплан с двигателем М-11 и толкающим винтом. Двухместная кабина лётчиков — закрытая.
Трапециевидное крыло площадью 21,24 м2 имело прямую заднюю кромку и нормальные элероны на 65 проц. размаха. Функции отсутствующего хвостового оперения выполняли элевоны, подвешенные на задней кромке крыла между элеронами, и два киля с рулями направления, закреплённые на концах крыла. Необычным для тех лет было и шасси. Впервые в нашей стране оно было с носовым колесом. Конструкция ХАИ-4 цельнодеревянная, обшивка везде полотно. Вес пустого около 600 кг, взлётный — 850 кг.
Разрабатывая самолёт необычной схемы, конструкторы предвидели, что им придётся преодолеть много трудностей, прежде чем машина начнёт нормально летать. Однако они пошли на это, так как верили в перспективность такой схемы. Действительно трудности начались сразу, как только известный лётчик-испытатель Б.Н. Кудрин начал опробовать самолёт на аэродроме. Даже этому искуснейшему лётчику вначале не удавалось нормально произвести взлёт. На разбеге носовое колесо «осаживалось», угол атаки уменьшался» а эффективность элевонов, выполняющих функции руля высоты, из-за их малого плеча оказывалась недостаточной.
После освоения взлёта лётчик при пилотировании встретился со статической продольной неустойчивостью. Самолёт реагировал на движение ручки управления с запаздыванием, траектория полёта получалась волнообразной. Тем не менее, испытания экспериментального самолёта показали, что самолёт-бесхвостка может летать, схема перспективна. С мотором в 100 л.с. ХАИ-4 показал хорошую горизонтальную скорость — 180 км/час, хотя посадочная осталась довольно высокой — около 100 км/час.
Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.  
Hosted by uCoz