Летом
1934 года харьковские инженеры А.А. Лазарев, Н.Г. Бенинг и А.А. Кроль
закончили работу над новым оригинальным экспериментальным самолётом,
который имел три названия: ХАИ-4, «Искра» и «Осоавиахимовец Украины».
По своей схеме самолёт резко отличался от всех машин, эксплуатировавшихся
в те годы в военной, транспортной и спортивной авиации страны. Он представлял
собой бесхвостый низкоплан с двигателем М-11 и толкающим винтом. Двухместная
кабина лётчиков — закрытая.
Трапециевидное крыло площадью 21,24 м2 имело прямую заднюю кромку и
нормальные элероны на 65 проц. размаха. Функции отсутствующего хвостового
оперения выполняли элевоны, подвешенные на задней кромке крыла между
элеронами, и два киля с рулями направления, закреплённые на концах крыла.
Необычным для тех лет было и шасси. Впервые в нашей стране оно было
с носовым колесом. Конструкция ХАИ-4 цельнодеревянная, обшивка везде
полотно. Вес пустого около 600 кг, взлётный — 850 кг.
Разрабатывая самолёт необычной схемы, конструкторы предвидели, что им
придётся преодолеть много трудностей, прежде чем машина начнёт нормально
летать. Однако они пошли на это, так как верили в перспективность такой
схемы. Действительно трудности начались сразу, как только известный
лётчик-испытатель Б.Н. Кудрин начал опробовать самолёт на аэродроме.
Даже этому искуснейшему лётчику вначале не удавалось нормально произвести
взлёт. На разбеге носовое колесо «осаживалось», угол атаки уменьшался»
а эффективность элевонов, выполняющих функции руля высоты, из-за их
малого плеча оказывалась недостаточной.
После освоения взлёта лётчик при пилотировании встретился со статической
продольной неустойчивостью. Самолёт реагировал на движение ручки управления
с запаздыванием, траектория полёта получалась волнообразной. Тем не
менее, испытания экспериментального самолёта показали, что самолёт-бесхвостка
может летать, схема перспективна. С мотором в 100 л.с. ХАИ-4 показал
хорошую горизонтальную скорость — 180 км/час, хотя посадочная осталась
довольно высокой — около 100 км/час. |