Конструкторский
коллектив, возглавляемый А.И. Микояном, в 1942 году разработал и построил
опытный высотный истребитель, получивший обозначение И-230 (его иногда
ошибочно называют МиГ-ЗД, видимо, потому, что первый экземпляр самолёта
на заводе называли изделием «Д»). В новой модели истребителя были учтены
замечания и предложения лётчиков и инженеров частей, которые имели на
вооружении самолёты МиГ-3. Конструкция нового самолёта была максимально
близка к МиГ-3, что позволяло авиазаводам использовать основную часть
технологической оснастки, созданной для серийного производства МиГ-3
и при строительстве новой модификации истребителя. Опыт первых месяцев
войны показал, что только пулемётного вооружения истребителю МиГ-3 было
недостаточно.
Поэтому на И-230 в верхней части фюзеляжа установили 2 синхронные пушки
ШВАК калибра 20 мм с полным общим боезапасом 370 снарядов. Фюзеляж нового
варианта истребителя не имел центральной сварной фермы. Он представлял
собой цельнодеревянный монокок с обшивкой, выклеенной не из шпона, как
на МиГ-3, а из полос фанеры толщиной 1 мм — в три слоя в центральной
части и в два слоя — в хвостовой. Это несколько упростило технологию
производства и дало небольшую экономию в общем весе самолёта. Контейнер
мягкого бензобака, изготовленный из специальной негорючей фанеры, конструкторы
разместили между мотором и кабиной.
С учетом предложений лётчиков, воевавших на МиГ-3, несколько изменена
и сама кабина нового варианта истребителя. Чтобы улучшить обзор, увеличили
площадь остекления фонаря. Вместо стандартной ручки управления, применена,
так называемая, стековая ручка. На ней разместили рычаг тормоза, кнопку
управления огнём и кнопку включения радиопередатчика.
Крыло и хвостовое оперение И-230 отличались от соответствующих частей
самолёта МиГ-3 тем, что главный лонжерон стал металлическим, а не деревянным.
Стабилизатор поднят на 200 мм выше. Улучшена схема и конструкция щитков
шасси. Специальный замок устранил опасность отсоса центрального щитка
в полёте. На И-230 установлен лишь один маслорадиатор с туннелем нормального
типа. Его расположили под туннелем водорадиатора.
Новый опытный истребитель был оснащен двигателем, собранным на базе
мотора АМ-38Ф, так как выпуск АМ-35А в 1941 году был прекращён. Этот
мотор был на 40 кг тяжелее, чем рассчитывали конструкторы. Однако новый
самолёт на испытаниях всё же показал скорость 660 км/ч. Время подъёма
на высоту 5 тыс. м лишь немного превышало 5 мин. Практический потолок
достигал 12 тыс. м, дальность полёта — 1300 км.
Несколько экземпляров истребителя И-230 (Д) проходили войсковые испытания
в 12-м гвардейском истребительном авиаполку. Лётчики этой части, прикрывавшей
небо столицы от налётов врага, успешно пресекали попытки фашистских
высотных самолётов прорваться к Москве.
В 1943 году коллектив ОКБ построил ещё один вариант высотного истребителя
с двигателем АМ-39 мощностью 1700 л.с. Самолёт, получивший обозначение
И-231 (2Д), при одинаковом с И-230 вооружении и запасе горючего развивал
скорость на высоте 7 тыс. м до 707 км/ч. Время подъёма на высоту 5 тыс.
м сократилось до 4,5 мин. В серийное производство ни И-230, ни И-231
не передавались, так как двигатель АМ-39 в тот период ещё не был освоен
промышленностью. |