В
числе опытных конструкторских бюро (ОКБ), начавших в конце тридцатых
годов проектировать новые истребители, одним из первых закончил работу
коллектив, возглавляемый В.П. Яценко. Летом 1939 года ОКБ предъявило
для испытаний моноплан с двигателем воздушного охлаждения.
Внешне опытный экземпляр напоминал находившийся уже несколько лет на
вооружении истребительной авиации самолёт И-16. Однако и по конструкции
и по лётным качествам новый самолёт, получивший впоследствии обозначение
И-28, значительно отличался от ветерана.
В период испытаний первого опытного экземпляра с двигателем воздушного
охлаждения М-87А мощностью 950 л.с. самолёт И-28 показал максимальную
скорость у земли 412 км/ч. На высоте 5 тыс. м его скорость достигала
545 км/ч. Но для набора такой высоты требовалось более 6 минут. Потолок
истребителя несколько превышал 10 тыс. м, дальность полёта — 800 км.
На набор максимальной высоты уходило почти полчаса.
Истребитель имел довольно мощное бортовое вооружение. На первом экземпляре
было установлено четыре синхронных пулемёта: два ШКАСа калибра 7,62
мм и два пулемёта ШВАК калибром 12,7 мм (на базе этого пулемёта была
создана позже 20-мм пушка, сохранившая то же название).
В перегрузочном варианте И-28 мог нести под крылом четыре ракеты РС-82
или бомбы общим весом до 100 кг. Конструкция истребителя И-28 — смешанная.
Фюзеляж деревянный монокок, выклеенный из шпона. Кабина пилота закрывалась
сдвижным фонарём. Двухлонжеронное неразъёмное крыло типа «обратная чайка»
площадью 16,5 м2 также цельнодеревянное. Рули и элероны имели дюралевый
каркас и полотняную обшивку. Взлётный вес опытного истребителя 2666
кг.
Результаты первых проверок нового истребителя в воздухе были настолько
многообещающими, что один из крупных авиазаводов, не дожидаясь завершения
полного цикла испытаний, начал подготовку цехов и отделов к серийному
выпуску И-28. Однако на завершающем этапе испытании, помимо мелких,
легко устранимых недостатков, выяснился и очень серьезный — недостаточный
запас прочности при длительном пикировании с больших высот.
Конструкторский коллектив В.П. Яценко подготовил к испытаниям второй
экземпляр истребителя. На нём был установлен более мощный 1100-сильный
двигатель воздушного охлаждения М-87Б. С этим двигателем максимальная
скорость истребителя на высоте 5 тыс. м увеличилась до 576 км/ч. Однако
и этот образец истребителя потребовал значительных доделок. На устранение
недостатков коллектив ОКБ потратил очень много времени, и было принято
решение иметь на вооружении подготовленные в тот период к серийному
производству истребители Як-1 и ЛаГГ-1. |