Одновременно
с постоянным совершенствованием серийно выпускавшегося штурмовика Ил-2,
конструкторский коллектив, возглавляемый Сергеем Владимировичем Ильюшиным,
разрабатывал в годы войны новые варианты «летающего танка». В феврале
1944 года большая по объёму и весьма трудная задача была в основном
решена. На прославленном заводе № 18, серийно выпускавшем Ил-2, были
построены три опытных экземпляра нового штурмовика, получившего обозначение
Ил-10. В первый полёт одну из машин повёл лётчик испытатель Владимир
Коккинаки. Самолёт испытателю понравился. На глазах строителей штурмовиков
он выполнил на Ил-10 ряд фигур пилотажа, которые обычно доступны лишь
истребителям. Летом 1944 года новый «летающий танк» прошёл все положенные
испытания и был принят в серийное производство.
При создании Ил-10 конструкторы учли и творчески использовали опыт боевого
применения Ил-2 в первые годы войны, замечания и предложения лётного
и технического состава частей, имевшего его на вооружении. Броневой
корпус, в котором размещаются все жизненно-важные части самолёта и экипаж,
на новом штурмовике был удлинён, и в него вошла кабина стрелка. Вертикальные
бронестенки за кабинами лётчика и стрелка сделаны двойными толщиной
8 мм с зазором между ними. В то же время толщина верхней части бронекорпуса
уменьшена, так как эта зона реже подвергалась обстрелу истребителей.
Таким образом, конструкторы повысили живучесть самолёта, практически
не увеличив удельного веса бронекорпуса в общем взлётном весе штурмовика.
Металлическая хвостовая часть фюзеляжа жёстко соединялась с бронекорпусом.
Цельнометаллическое двухлонжеронное крыло переменного профиля площадью
30 м2 и удлинением 6 имело взлётно-посадочные щитки общей площадью 4,12
м2. Центроплан соединялся с фюзеляжем жёстко, а консоли крыла крепились
к центроплану цилиндрическими болтами. Элероны со стопроцентной весовой
балансировкой и аэродинамической компенсацией — цельнометаллические.
Щитки-закрылки с отклонением 17° при взлёте и 45° при посадке состояли
из трёх секций — одной под центропланом и двух под консолями крыла.
Хвостовое оперение обычное. Стабилизатор — цельнометаллический, а рули
высоты и поворота с металлическим каркасом, обтянутым полотном. И стабилизатор,
и рули имели триммеры.
Учитывая возросшие скорости истребителей, конструкторский коллектив
уделил особенно большое внимание совершенствованию аэродинамики нового
штурмовика. На Ил-2 были две большие гондолы, в которые колёса основного
шасси убирались не полностью, а хвостовое вообще не убиралось. На Ил-10
все колёса шасси сделаны убирающимися: основные — в гнездо между лонжеронами
центроплана закрывающееся щитками, а хвостовое — в специальный кок в
конце фюзеляжа.
На Ил-2 из-под фюзеляжа в поток выступала броневая коробка, в которой
размещался радиатор маслосистемы. На Ил-10 водяной и масляный радиаторы
конструкторы разместили в специальном туннеле за передним лонжероном
центроплана. Обдув же радиаторов воздушным потоком осуществлялся по
каналам, размещенным по обеим сторонам двигателя. Только эти конструкторские
новинки позволили значительно уменьшить относительное лобовое сопротивление
Ил-10 по сравнению с его «старшим братом».
Большое значение в достижении высоких лётных характеристик сыграла установка
на Ил-10 нового двигателя Ам-42, взлётной мощностью 2000 л.с. при 2500
об/мин и трёхлопастного воздушного винта с регулятором постоянного числа
оборотов. Улучшена была и общая герметизация самолёта. Всё это вместе
взятое позволило значительно повысить лётно-тактические характеристики
самолёта. По сравнению с Ил-2 скорость Ил-10 возросла у земли до 510
км/ч, то есть на 100 км/ч, а на высоте 2300 м новый «летающий танк»
развивал скорость до 550 км/ч. Дальность полёта увеличилась на 300 км
и достигла 1070 км.
Мощным и разнообразным было вооружение самолёта. Для стрельбы вперёд
в крыле Ил-10 устанавливались неподвижно две пушки калибра 23 мм с запасом
снарядов 300 штук и два пулемёта ШКАС с запасом патронов 1500 штук.
В кабине стрелка-радиста монтировалась подвижная установка с пушкой
калибра 20 мм и запасом снарядов 150 штук или с пулемётом УБК калибра
12,7 мм. Нормальная бомбовая нагрузка Ил-10 составляла 490 кг, в перегрузочном
варианте лётчики брали до 600 кг. Бомбы калибра от 1 до 100 кг размещались
в двух бомбоотсеках внутри центроплана. На наружной подвеске самолёт
мог нести и 250 кг бомбы. Помимо этого под каждым крылом имелось по
две специальные балки для реактивных снарядов. Нормальный взлётный вес
Ил-10 6300 кг, в перегрузочном варианте 6500 кг.
После войсковых испытаний его участники в заключении о качествах Ил-10
отмечали:
«...а) наличие большого диапазона скоростей и лучшая маневренность облегчают
задачу истребителей сопровождения и позволяют самолёту вступать в активный
воздушный бой с противником;
б) полное бронирование экипажа повышает живучесть самолёта;
в) простота в технике пилотирования и сравнительно лёгкий переход к
эксплуатации как лётным, так и техническим составом дают возможность
перевооружать штурмовые части на этот самолёт в кратчайшие сроки...»
Наши лётчики быстро освоили Ил-10 и хорошо использовали его высокие
боевые качества на завершающем этапе Великой Отечественной войны для
разгрома немецко-фашистской армии, а затем и в операциях против империалистической
Японии. Весьма успешно действовали на Дальнем Востоке лётчики 26-го
штурмового авиаполка, которым командовал майор А. Николаев. Экипажи
Ил-10 мастерски применяли свои новые самолёты. Группа Ил-10, которую
вёл А. Николаев, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии. 9 августа
1945 года прорвалась к порту Расин и потопила два японских транспорта.
Действуя по кораблям противника, штурмовики помимо обычных атак с горизонтального
полёта или с пикирования под небольшим углом успешно применяли и метод
топ-мачтового бомбометания. Шестёрка Ил-10 под командованием капитана
И. Воронина 10 августа нанесла удар по судам японского флота, стоявшим
в порту Расин. Выполнив противозенитный маневр, Воронин и его ведомые
атаковали вначале эсминец. Две из сброшенных топ-мачтовым способом 250
кг бомб попали в среднюю часть корабля.
Штурмовики Ил-10 несколько лет оставались на вооружении авиационных
подразделений Советского Союза и ряда стран социалистического содружества. |