Этот
одноместный истребитель принадлежит к категории оригинальных самолётов,
созданных в нашей стране в предвоенные годы. Авторы проекта — авиаконструктор
В.В. Никитин и лётчик В.В. Шевченко.
Главная особенность этого полутораплана с убирающимся шасси, получившего
название ИС-1 (истребитель складной 1-й), состояла в том, что по воле
лётчика он в воздухе мог очень быстро, буквально за несколько секунд,
превращаться в моноплан с высокорасположенным крылом типа «чайка».
В течение нескольких секунд после взлёта и набора заданной высоты в
средине части нижнего крыла убирались стойки шасси и колёса. Затем эти
части крыла поворачивались на 90° и укладывались заподлицо в борта фюзеляжа.
Консоли же нижнего крыла, сочленённые шарнирами и рычагами с его средними
частями, поднимались и укладывались в специальные углубления на верхнем
крыле. При выпуске нижнего крыла процесс шёл в обратном порядке и заканчивался
выпуском колёс. Механизм уборки и выпуска крыла приводился в действие
воздушной системой самолёта.
Во время лётных испытаний, которые проводились в 1941 году, выпуск и
уборку крыла лётчики Шевченко и Шиянов выполняли за несколько секунд.
Вся система действовала в полёте безотказно. Расчётная скорость ИС-1
в монопланном варианте превышала 450 км/час на высоте 4900 м, в бипланом
она была несколько ниже. Начавшаяся Великая Отечественная война, эвакуация
предприятий авиапромышленности помешали довести этот оригинальный истребитель,
улучшить его данные. Было построено всего две машины. |