РУЛЬ ВЫСОТЫ "главная"
 
Истребитель "ДЗЯНБИН" J-10
 
 
 

О том, что Китай разрабатывает истребитель 4-го поколения, было известно давно, но естественно, известно скорее по слухам, чем из достоверных публикаций. Официально об этом ничего не сообщалось, поскольку в КНР до сих пор действуют те же принципы в отношении военной техники, которые существовали в СССР. В Интернете появлялись изредка разные фотографии, сделанные, видимо, местными фанами, но за их достоверность поручиться было невозможно. Открыть завесу государственной тайны Пекин пообещал на авиасалоне в Чжухае в ноябре 2002 г., но он прошёл в неудачное время. В Пекине открывался съезд китайской компартии, на котором должны были объявить об обновлении высшего руководства страны и определить перспективы развития Китая в новых условиях. Поэтому любое происшествие или инцидент, тем более на международном форуме, могли испортить тот торжественный настрой, который создавался массированными публикациями в прессе и репортажами телекомпаний.
В связи с этим наряду с жесточайшими мерами безопасности по всей стране, на авиасалоне были отменены все демонстрационные полёты и сокращено количество натурных образцов авиационной техники. Попал под сокращение и «Цзян-10» (в отличии от Европы где принято обозначать истребители латинской буквой «F», китайские истребители обозначаются латинской буквой «J», первой буквы от китайского слова jianjiji — «истребитель» ), реально летающий образец которого должен был продемонстрировать всему миру, как далеко шагнула авиационная промышленность коммунистического Китая. Но, как утверждает китайская мудрость «Чаяния у людей, деяния у Неба».
История, и без того напоминавшая детективный роман времён «холодной войны», получила новый виток. Впрочем, внимательному и эрудированному аналитику информации и так было достаточно, благодаря серьёзной озабоченности Тайваня. На острове внимательно отслеживали континентальную прессу и печатали массу интересных материалов на тему. Вот только китайской грамоте практически никто из европейских журналистов не обучен, а потому многие авиационные журналы печатали лишь переведённые самими китайцами на английский язык отрывки. Почему же именно появления «Цзян-10» так ожидали авиационные специалисты, съехавшиеся в Чжухай со всего мира?
31 декабря 1986 г. на лётной базе израильской авиастроительной компании IAI состоялся первый полёт прототипа двухместного истребителя «Лави», которому пророчили перспективу стать массовым самолётом ВВС Израиля. За первым полётом последовали другие, через год на крыло встал второй прототип, но 30 августа 1987 г. кабинет министров Израиля, проголосовав 12 голосами «за» и 11 «против», прекратил программу. В качестве причин назывались финансовые затруднения, но посвящённые понимали, что «Лави» принесли в жертву США. Американские корпорации, производившие истребители F-16 и F/А-18, почувствовали в новичке потенциальную угрозу своим интересам на международном рынке оружия.
Понимая ценность полученных при создании «Лави» технических решений, израильтяне стали искать зарубежного партнёра, в кооперации с которым они могли бы реализовать задел. Взвесив все «за» и «против», правительство Израиля выходит с предложением к Китаю.
Выбор был не случаен. Сотрудничество Китая и Израиля в военно-технической области, начавшееся с небольших контрактов в начале 80-х годов, уже через пять лет выросло настолько, что позволило Израилю официальным путем налаживать прямые военные контакты с Китаем. Рост сотрудничества шёл таким темпом, что уже в 1984 г. Израиль был готов открыть официальное представительство IAI в Пекине.
Китай не имел в то время собственного проекта перспективного боевого самолёта. В начале наводя порядок в военном секторе НИОКР, дезорганизованном неразберихой «культурной революции». Министерство Обороны (МО) и Центральный Военный Комитет (ЦВК) к середине 80-х годов, прекратили разработку истребителей «Цзян-9» и «Цзян-13». Оба проекта по заключению экспертов, ещё находясь в разработке, безнадёжно устарели.
Прекрасно представляя, что имеющийся авиационный парк не соответствует современным требованиям, а также учитывая состояние национальной авиационной школы, ещё не оправившейся после всевластия хунвейбинов и не способной самостоятельно осуществить разработку современного истребителя, правительство КНР решает заимствовать технологии за рубежом. Сделать это предполагалось путём приобретения лицензий или пиратского копирования.
Рассматривая рынок вооружений Китая как жизненно важный для оборонной промышленности Израиля, Тель-Авив идёт на подписание секретного соглашения о сотрудничестве в области создания для КНР нового истребителя, за основу которого берётся истребитель проекта «Лави».
В сентябре 1988 г. концепция нового истребителя утверждается на совместном заседании ЦК КПК, Министерства авиации, научно технического комитета МО КНР (НТК МО). В октябре того же года первичная документация, полученная от израильской стороны, передаётся на исследование 611 НИИ и 601 НИИ (в ряде источников — только 601 НИИ), которые в течение двух лет изучают израильские чертежи и анализируют аналогичные проектов ведущих авиационных фирм мира. На данном этапе проект получает своё первое название — «Проект 8810» или кратко — «Проект № 10».
Первоначально разработка проекта нового истребителя была возложена на авиастроительную компанию в Сиане (провинция Шэньси). Но в силу того, что та получила заказ на разработку истребителя-бомбардировщика FBC — 1 «Фэйбао» («Летающий леопард»), в 1991 г. право участия в проекте добились Шэньянская авиастроительная компания «Шэнфэй»(провинция Ляонин) и авиастроительная компания «Чэнфей» из города Чэнду (провинция Сычуань). Однако вскоре руководители проекта, принимая во внимание то, что «Шэнфэй» загружен модернизацией парка самолётов J-8I, полностью передаёт права по проекту компании «Чэнфэй», в состав которой входит один из ведущих НИИ по разработке боевых самолётов — 601 НИИ. Почему решение было принято именно в пользу компании «Чэнфэй»?
В 1980 г. решением Госсовета, ЦВК и НТК МО КНР научно исследовательский институт № 601 в городе Чэнду определяется в качестве генерального разработчика проекта истребителя J—7III. Коллектив блестяще справился с задачей, поэтому и в этот раз выбор пал именно на компанию из Чэнду
По решению ЦВК к проекту привлекается ряд ведущих НИИ. В список были включены ведущие НИИ авиапромышленности Китая: 606 НИИ (авиационные двигатели), 607 НИИ (разработчик БРЛС) и ряд других НИИ.
«Проекту 8810» присваивается высший уровень секретности. О значении, которое руководство придавало и придает проекту, говорит то, что ещё на 2002 г. надзор над режимом осуществляли Министерство Государственной Безопасности, Министерство Общественной Безопасности. Управление Оборонной промышленности МО КНР, собственные службы безопасности компаний-участниц проекта.
В 1989 г. происходит значительное событие в авиапромышленности Китая. В городе Сиань (провинция Шаньси) создаётся Институт лётных испытаний, который сыграет решающую роль в лётных испытаниях по «Проекту № 10».
В конце 1990 г. - начале 1991 г. На «Чэнфэй» строится опытный образец самолёта «8810». К этому времени 606 НИИ и 607 НИИ заканчивают постройку двигателя и бортовой РЛС. Ещё ранее, в конце 1989 г., на базе НИИ авиационного вооружения, специализирующемся на ракетном вооружении класса «воздух — воздух», проводятся успешные пуски скопированной итальянской ракеты «Аспид».
На фоне разгорающегося геополитического скандала между США и Израилем, в 1992 г. (по некоторым источникам, в конце 1993 г.) завершается строительство прототипа истребителя. Внешне он напоминал «Лави». Это была одноместная машина с двигателем WP13C со штатной системой спасения китайской разработки, с авионикой и РЛС израильской разработки.
Но не смотря на то. что в ходе испытательных полётов заявленные технические характеристики были достигнуты, военные всё же остались недовольны полученными результатами, что потребовало основательной корректировки проекта.
В 1994 г., когда полным ходом шла доработка проекта с учётом требований китайских военных, на геополитической арене вновь разгорается интрига, связанная с «Проектом № 10». По получении в 1994 г. информации о возможной продаже Россией Индии партии истребителей Су-27 с БРЛС Н—101, Китай заявляет протест России, так как по своим характеристикам она превосходит уже закупленные Китаем российские БРЛС «Жук». Ответной реакцией Китая на эту сделку стало обращение с запросом к партнёру по совместному проекту — Израилю. Своё предложение о приобретении БРЛС EL/M 2035 для установки на «Цзян-10» израильская сторона сопроводила опционом на установку системы управления вооружением. Как утверждала израильская сторона при обосновании опциона, при оснащении самолёта этими системами и ракетами израильского производства, истребитель станет сильнейшим в своем виде.
В первой половине 1994 г. происходит первый успешный испытательный полёт прототипа истребителя, отработанного с учётом требований военных. Сборка этого прототипа осуществлялась на 132 авиастроительном заводе. Впоследствии на этом заводе собирались все образцы истребителя. После удачного полёта «Проект № 10» получает символическое прозвище «Цзяньбин» («Дозорный»).
Примерно в октябре 1994 г. в гонконговском журнале «Гуан цзяоцзин» появляются первые реальные изображения «Проекта № 10». В журнале были опубликованы схематический рисунок контуров и трёхмерное изображение, восстановленное с помощью компьютера на основании фото спутника — шпиона, принадлежащего ЦРУ и заснявшего новый самолёт на взлёте. Мировое сообщество вяло отнеслось к новости, и в первую очередь, в силу того, что не восприняло это сообщение серьёзно. Лишь в середине 1995 г. в западных СМИ промелькнуло маленькое сообщение об официальной передаче Израилем документации на «Лави» Китаю. Видимо, стороны, рассмотрев результаты совместной работы, приняли удовлетворяющее их решение о завершении сотрудничества в связи с достижением конечной цели. С этого момента, можно сказать, «Проект № 10» начал свою самостоятельную жизнь.
В задачи проекта по созданию китайского истребителя четвёртого поколения вносятся некоторые корректировки в сторону перехода от заимствования к разработке и производству систем и оборудования, способных заменить импортные комплектующие. Исходя из положений новой военной доктрины Китая, военные, со своей стороны, вновь меняют требования к ЛТХ самолёта.
В 601 НИИ, следуя предъявленным военными требованиям, осуществляют доработку проекта. Увеличиваются размеры машины, перекомпоновывается кабина в сторону увеличения её объёма. Благодаря применению новых подходов повышается прочность конструкции. За счёт увеличения площади крыла улучшается управляемость на малых и средних высотах. Для наращивания времени барражирования увеличиваются объёмы топливных баков. Меняется хвостовая часть, увеличивается количество точек подвески. Истребитель в таком варианте стал тяжелее, поэтому встал вопрос о более мощном двигателе.
После утверждения комиссией основных характеристик прототипа, в «Чэнфэй» приступили к строительству опытного образца для лётных испытаний. Одновременно с этим развернули работы по созданию комплекса БРЭО.
В феврале того же года в компании «Чанхун», известной своими разработками в области электроники, завершается разработка бортовой РЛС SSR12B. способной одновременно сопровождать до 18 целей и выбирать для атаки восемь наиболее опасных из них.
В августе 1996 г. группой НИИ завершается создание бортового вычислительного комплекса на основе высокоскоростной цифровой передачи данных по двум каналам.
В целом, с 1992 по 1996 гг., в рамках «Проекта № 10», последовательно разрабатываются: новый состав цветового покрытия поверхности, новая система спасения лётчика, новая парашютная тормозная система, РЛС заднего обзора, новый тип радиостанции, система спутниковой связи и навигации и другое оборудование. В середине 1996 г. истребитель, построенный по новому проекту, со штатной бортовой аппаратурой совершает свой первый пробный полёт. Ему присваивается номер 8810—01, а через полгода завершается строительство прототипа №8810-02, в конструкцию которого внесён ряд изменений. В частности, вновь перекомпоновали кабину, изменили угол скоса боковых кромок ковшового воздухозаборника, для снижения радиолокационной заметности воздухоподводящему каналу придана S-образная форма. На третьей опытной машине (№8810-03) установили новые, разработанные в Китае, систему управления вооружением, катапультное кресло класса «0 — 0» и систему обработки информации.
Переоборудованию подвергли также и образец под номером «01». По мере поступления элементов нового БРЭО, самолёт проходил дооснащение. 12 марта 1997 г. состоялся его пробный полёт с новым «бортом». Пилотировал самолёт лётчик-испытатель старший полковник Хуан Бинсинь. В середине 1997 г. происходит событие, оказавшее негативное воздействие на ход «Проекта 8810». Один из инженеров, работавший в группе проектов, неожиданно исчезает. Как потом выяснилось, получив возможность выехать за рубеж, он принял решение остаться там. Решившись на такой шаг, он прихватил с собой некоторые материалы, имеющие важное значение для понимания сути изменений, которым подвергся изначальный проект «Лави».
Инженер обращается за защитой к ЦРУ при условии обмена имеющейся у него информации по проекту на американское гражданство. Но при передаче материалов, обнаруживается, что часть особо ценных материалов исчезла. Ему предлагается по памяти восстановить часть пропавших материалов. Но он погибает через неделю в автомобильной катастрофе при довольно странных обстоятельствах.
Это предательство стало вторым случаем нарушения режима повышенной секретности с момента начала проекта, когда информация открывалась непосредственным участником проекта. Первый случай случился ранее, где-то в 1995 – 1996 гг. Проработав в проекте с самого первого дня, один из инженеров, сменив уже место работы, поместил в Интернете ряд статей, содержащих секретную информацию по программе «8810». В результате разбирательства соответствующими компетентными органами был подтверждён факт раскрытия секретной информации, и нарушителя осудили на несколько лет тюрьмы (довольно мягкий по китайским меркам приговор). В конце 1997 г. во время испытательного полёта терпит катастрофу образец с бортовым номером «02». Полёты приостанавливаются и на выяснение причин катастрофы бросают все силы. На лётном испытательном полигоне Института 611 НИИ проводится комплексное изучение обломков. В некоторых западных и тайваньских источниках утверждалось, что на этом этапе китайская сторона обратилась за помощью к российским специалистам, с помощью которых разобрались в произошедшем.
Очевидно, что изменения немедленно были внесены в проект, так как уже весной 1998 г. на образце «03» появился новый тип двигателя видоизменилось хвостовое оперение. В середине 1998г. на этом самолёте был преодолён звуковой барьер. Этот испытательный полёт длился свыше 40 минут. Таким образом, Китай стал первым государством в Азии, самостоятельно создавшим боевой самолёт четвёртого поколения со сверхзвуковой крейсерской скоростью.
В марте 1998 г. 614 НИИ в рамках программы разработки импортозамещающих технологий получает задание на разработку новой силовой установки и модернизации импортного ТРДД с использованием некоторых китайских технологий. Планировалось, что новый или модернизированный двигатель будет использоваться в проекте создания нового варианта истребителя, «особо важного проекта». Важность задания была подчеркнута визитом совместной делегации руководства AVIC-1 и экспертов из Главного управления по вооружению НОАК и ВВС. Задание было выполнено за четыре года. К маю 2002 г. НИИ представил образец для стендовых испытаний, в ходе которых были подтверждены заявленные технические характеристики двигателя.
К осени 1998 г. после двух лет интенсивных испытаний, завершается первый этап программы полётных испытаний. На церемонии, посвящённой завершению первого этапа, на которой присутствовал Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цземин, были выставлены образцы «03» по «06». Самолёт с бортовым номером «04» совершил показательный полёт с демонстрацией ряда фигур высшего пилотажа.
Весной 1999 г. самолёты «05», «06», и последовавшие за ними «07», «08» отправляются на полигон Института лётных испытаний в Сиане, для проведения второго этапа испытаний. Его основной задачей было проведение практических стрельб и оценка работы системы управления вооружением. Предметом испытаний стала новая система БРЭО, интегрированная с новым шлемом пилота, которая позволяла вести огонь по наземным и морским целям, вести воздушный бой на всех скоростных режимах, осуществлять управление всеми типами авиационных средств поражения. Новый «борт» позволял вести бой в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника.
В мае 1999 г. вновь в истории проекта возникает детективная интрига. В Интернете появляется статья, которая привлекает внимание сотрудника секретного отдела Научно-технического университета электроники провинции Сычуань. Ознакомившись с ней, он немедленно связывается с соответствующими контролирующими органами — городским управлением государственной безопасности, специальным отделом управления общественной безопасности провинции, научно-техническим отделом руководства провинции. После ознакомления со статьей, было сделано заключение о нарушении режима секретности по «Проекту 8810».
Немедленно были предприняты соответствующие меры. К оперативно-розыскным мероприятиям подключается специальное подразделение Управления общественной безопасности провинции и Управление государственной безопасности провинции. Поиск источника информации вёлся по двум направлениям: по местам размещения статьи в Интернете и «отработкой» персонала проектных отделов. К работе созданной специальной группы постепенно подключались спецслужбы тех городов, куда уводили следы публикации, — Шанхая, Шэньяна и Шэньчжэня. 11 июня, через 21 день, человек, нарушивший режим секретности проекта, был задержан и арестован. После следствия по решению суда он подвергся наказанию — его приговорили к восьми месяцам заключения в лагерях по трудовому перевоспитанию. Опять-таки, неслыханно мягкий приговор, рассчитанный скорее на западные СМИ, нежели на устрашение собственных вольтерьянцев.
В начале 2000 г. завершается второй этап лётных испытаний, и комиссия утверждает основной образец. Практически одновременно руководством проекта принимается решение о создании опытной лётной группы. Это решение позволило уже к середине года закончить организационную работу и начать сборку малой партии истребителя утверждённого образца для комплектации этой группы.
В 2000 г. приборный завод в Цзянхуай, входящий в состав AVIC-1, в рамках «Проекта № 10», получает заказ на разработку новой системы спасения лётчика. Завод за 40 лет своего существования проделал значительный путь от простого копирования до самостоятельных ОКР в области катапультируемых кресел и обеспечения безопасности пилотов. Накопленный опыт позволил в кратчайшие сроки разработать и сдать на государственные испытания такую систему.
2001 г. для «Проекта №10» характеризовался как «решающий, ключевой для создания истребителя». На некоторых предприятиях и НИИ пришлось даже пересмотреть существовавший график работ и перестроить всю систему организации труда. По мере приближения 2002 г., работы по проекту стали вестись с нарастающими усилиями.
2002 г. имел все предпосылки, чтобы стать «завершающим» для основного этапа «Проекта №10». Учитывая масштабность программы и предполагаемый широкий модельный ряд, сам проект будет идти ещё несколько десятилетий, до момента появления нового проекта китайского истребителя пятого поколения. Но чем ближе завершение основного этапа проекта, тем больше внимания ему уделяется на самом «верху».
Полигоны и НИИ стали регулярно посещать первые лица страны, руководители Главного управления вооружения и Управления вооружения ВВС НОАК. В декабре 2001 г. бывший член Постоянного комитета политбюро ЦК КПК Жун Пинии в сопровождении первых лиц провинциального правительства, правительства города Чэнду, руководящего состава AVIC-1, посетил компанию Чэнфэй и ознакомился с ходом работ. В ходе ознакомления серьёзно обсуждался вопрос финансирования завершения всего комплекта конструкторской документации для серийной сборки.
В феврале 2002 г. 2 НИИ ВВС НОАК завершает процесс испытаний новой системы прицеливания, а также других 15 систем нового БРЭО. В марте заканчивается процесс доводки системы управления ракетным вооружением в 618 НИИ. Система является одной из составной частей системы вооружения «Проекта № 10», и значительно расширяет возможности боевого применения истребителя.
В июне 2002 г. 601 НИИ завершает комплексные испытания БРЭО, разработанного для варианта комплектации «С». На испытаниях присутствовали Начальник Главного Управления Вооружения НОАК и Управления вооружений ВВС НОАК.
До сих пор у экспертов нет чёткого мнения относительно вариантов комплектации самолёта. Так как, J-10 и с середины проекта стал рассматриваться как массовый истребитель, способный решать широкий круг задач, существует минимум три варианта — «А», «В» и «С». Кроме того, в разных источниках упоминаются и другие варианты. Например, в 2001 г. в ряде сообщений о сдачи блоков БРЭО для варианта «С» сообщалось о проработке пекинской компанией авиационных приборов «Циньюнь» комплекса БРЭО для истребителя варианта «S» согласно стандарта GJB9001А-2001. В силу того, что информации по такой классификации нет мы можем только предположить, что вариант «А» скорее всего представляет собой истребитель-бомбардировщик.
Известно, что проект развивается по двум направлениям. Первое — сухопутный вариант для эксплуатации в сухопутных лётных частях. Второе — морской вариант для эксплуатации в лётных частях Военно-Морских Сил НОАК.
В первом направлении выделяется следующая специализация — истребители-бомбардировщики, перехватчики, самолёты РЭБ. В подтверждение существования последнего варианта можно привести сообщение китайских СМИ о завершении испытаний и утверждении в начале 2002 г. образца контейнера РЭБ для «Проекта №10». Что касается перехвата воздушных целей, то о возможном существовании такого варианта писали тайваньские СМИ. После столкновения китайского истребителя и американского самолёта-разведчика над Южно-Китайским морем, в тайваньских источниках заговорили об открытии работ в «Проекте № 10» по варианту перехватчика.
Во втором направлении реально выделить два варианта - морской берегового базирования и корабельный. Если в пользу существования первого варианта говорит программа испытательных полётов над морем, то в отношении второго варианта не существует чётких доказательств, хотя КНР активно интересуется проблемами создания авианесущих кораблей и предпринимает в этом направлении вполне конкретные шаги.
Помимо одноместного варианта, который является основным существуют планы разработки двухместного варианта. В пользу существования проекта двухместно варианта J-10 могут служить проверенные в 2001 г. испытания двухместного катапультного комплекса на испытательной базе в городе Цзянхань. Испытания проводились с учётом критических скоростей и с фюзеляжем, сильно напоминающем фюзеляж прототипа J-10.
Изначально в проекте планировалось установка БРЛС израильского производства ELTA EL/M — 2032, в своё время разработанной для проекта «Лави». Но с большей вероятностью можно утверждать, что в состав БРЭО будут включены российские БРЛС и БРЛС китайской разработки. В 2001 г. группа китайских специалистов посетила корпорацию «Фазотрон-НИИР», где знакомилась с возможностями БРЛС «Жемчуг», которая является вариантом БРЛС «Жук», интегрированной в БРЭО другого китайского истребителя J-8IIM («Цзян-8-IIM»).
В мае 2002 г. гонконгская газета «Синдао жибао», ссылаясь на краткую статью из корпоративной газеты компании «Чэнфэй», сообщила о передаче первой партии из четырёх машин утверждённого образца ВВС. На церемонии передачи истребители J-10 с бортовыми номерами 30101 и 30102 (по другим источникам - 31001. 31002) Совместно с двумя J-11 (китайское название экспортированных в КНР Су-27), прилетевшими с авиабазы Чунцин, совершили совместный показательный полёт. Можно предположить, что речь идет о машинах, переданных в ВВС НОАК для войсковых испытаний.
В состав вооружения изначально планировалось установить шестиствольную 23-мм автоматическую авиационную пушку. Вероятно, она осталась без изменений.
Основу огневой мощи «Цзян-10» составляет ракетно-бомбовое вооружение. В список ракетного вооружения могут быть включены ракеты класса «воздух-воздух»: - ближнего радиуса китайского производства PL-8, являющейся копией израильской ракеты «Питон-3», PL-9 (компиляция израильской ракеты и российской ракеты Р-73), также китайского производства: - среднего радиуса действия китайского производства или российской РВВ-АЕ (НПО «Вымпел»).
Кроме того, в состав может быть включена разработанная в 2002 г. ракета наведения по радиолокационному лучу SD-10 (shandian — молния) класса «воздух-воздух». Испытательные запуски уже проводились с борта истребителя «Цзян-8-II» с использованием новой боевой станцией. Известно, что разработчиком систем боевых станций запуска ракет является НИИ авиационного вооружения. Система, тестирование которой завершилась в октябре 2001 г., обладает модульной схемой построения. Что позволяет после смены определённого блока использовать ракеты различного производства.
Отсутствие собственной ПКР китайская сторона рассчитывает компенсировать использованием российской ПКР со скоростью 2 М фирмы «Радуга» с дальности в 250 км. Кроме того, известны данные о планах использования крылатых ракет китайского производства С-801, С-802.
В отношении серийных поставок есть информация, что первую партию J-10A в варианте истребителя--бомбардировщика в количестве 50 машин будут собирать на 132-м авиазаводе. Первые серийные машины сойдут с конвейера в начале 2003 г., а передача в войсковые части, очевидно, произойдет в середине или в конце 2003 г.
По общему количеству заказанных J-10A не существует точной информации. Высказывались мнения, что на вооружение до 2008 г. будет поставлено от 300 до 500 машин различных модификаций. Такой объём, даже учитывая состояние парка ВВС Китая, маловероятен. Ориентировочно, объём поставок внутри страны составит от 250 до 300 машин. Не исключено, что будет разработан и экспортный вариант истребителя, но сейчас говорить об этом рано.
Учитывая важность истребителя, первая партия будет равномерно направляться в лётные части военных округов на тайваньском и кашмирском стратегических направлениях. Вполне вероятно, что уже в 2003 г. в небе на юге Китая и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе можно будет увидеть силуэт неуловимого «Дозорного».

Заключение в китайском стиле.


Однажды ученик спросил великого философа Конфуция: «Учитель, зачем каждый день Вы читаете новые книги и размышляете? Вы ведь и так много знаете».
Конфуций помедлил и сказал: «Знания подвигают на размышления. Размышления приводят к пониманию. Понимание дает мудрость. А мудрость требует новых знаний».
Ученик вновь спросил Учителя: «Почему, Учитель, Вы терпеливо относитесь к критике Ваших слов другими? Ведь Вы можете уличить их в невежестве!».
Учитель ответил ему: «Мудрость, полученная со знаниями, не может служить оружием. Знания, полученные достойным мудрым человеком, никогда не будут использованы во вред».

автор статьи Дмитрий Регентов ("Авиасалоны мира" №6/2002)
статья была отредактирована автором сайта,
не были включены некоторые фото материалы,
что не привело к искажениям фактов приведённых в данной статье.

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.  
Hosted by uCoz