В 70-е годы на вооружение Советской Армии поступил боевой вертолёт Ми-24, способный, кроме нанесения штурмовых ударов, перевозить группы десантников. Это расширяло тактические возможности вертолёта, но несколько снижало его ценность как ударной машины. Тяжело было совместить в одной машине свойства бронированного штурмовика и транспортного вертолёта.
Основываясь на опыте боевой работы Ми-24 в Афганистане, двум ведущим вертолётостроительным фирмам СССР — Московскому вертолётному заводу имени М.Л. Миля (МВЗ) и Вертолётному научно-техническому комплексу имени Н.И. Камова (ВНТК), — на конкурсной основе была поручена разработка нового боевого вертолёта.
Милевцы остановились на традиционной продольной схеме с хвостовым винтом и двухместной кабиной для экипажа (пилот и штурман), по аналогии с Ми-24.
Камовцы же взяли за основу схему с соосными винтами и одним членом экипажа, что давало возможность получить более лёгкий и живучий летательный аппарат, но требовало создания и внедрения высоко эффективного радиоэлектронного оборудования, способного разгрузить пилота, выполняющего боевую задачу в одиночку.
Традиционно с самого начала своего зарождения ВНТК в своих разработках делал ставку на развитие соосной схемы, будучи ведущей фирмой в мире по вертолетам подобного типа. Первой «пробой пера» по тематике боевого вертолёта для камовцев стало проектирование Ка-25Ф как конкурента Ми-24. Но в то время заказчик остановился на милевской машине, и дальнейшего развития эти работы в ВНТК не получили. Созданный задел и был частично использован при проектировании нового боевого вертолёта.
Задача, поставленная перед обоими КБ, была достаточно сложной: новые вертолёты должны были по эффективности превосходить американский АН-64, а камовцы должны были превзойти и своего отечественного конкурента — вертолёт разработки МВЗ. Требовались неординарные подходы, тщательный анализ боевого применения и новое эффективное и надёжное оборудование и вооружение.
Накопленный опыт и перспективы использования боевых вертолётов в условиях применения сухопутными войсками средств ПВО (в виде зенитных ствольных и ракетных комплексов) показывали, что новый летательный аппарат должен отвечать как минимум двум условиям: иметь на борту комплекс вооружения, состоящий из управляемых и неуправляемых ракет и пушки, и обеспечивать скрытый выход в исходную для атаки зону.
Применение Ми-24 выявило, что скрытый выход в район цели возможен на предельно малых высотах. Но при этой операции управление вертолётом осуществляет только пилот, штурман (оператор) фактически является пассажиром. Отсюда был сделан вывод: новый боевой вертолёт должен быть одноместным.
Афганская война дала статистику: примерно 39% боевых потерь советских вертолётов (Ми-8, Ми-24) происходили вследствие повреждений длинной трансмиссии, проводки управления, рулевого винта и высоконагруженной хвостовой балки. Отсюда второй вывод — вертолёт нужно строить по традиционной камовской соосной схеме.
Проблемы с вооружением и боевым применением решались созданием новейшего отечественного единого прицельно-пилотажно-навигационного комплекса, обеспечивавшего пилотирование вертолёта и применение всего набора бортовых средств поражения наземных целей. Специально для нового вертолёта создавалась сверхзвуковая ПТУР, обеспечивающая поражение целей за пределами зон поражения существующих ЗРК.
Конструкторы с самого начала проектирования уделяли много внимания защите лётчика: предусматривалось бронирование, защищавшее от снарядов калибра до 20 мм. Система спасения, впервые в мировой практике, включала в себя катапультное вертолётное кресло. Перед катапультированием должен был происходить отстрел лопастей.
Проектировщики остановились на варианте с убирающимися шасси; такое решение позволяло улучшить аэродинамические характеристики вертолёта и что не менее важно — снизить его радиолокационную заметность.
Из перечня приведённых работ видно, что появление такой машины должно было стать качественным скачком в развитии отечественного вертолётостроения. Вместе с тем нововведения требовали большего времени для создания вертолёта.
Так оно и получилось. Первый полёт прототип новой машины В-80 (затем получивший обозначение Ка-50) совершил 17 июня 1982 года, а затем в течение почти десяти лет шли испытания и доводка опытных образцов. Проверялась сама жизнеспособность концепции боевого вертолёта с одним членом экипажа, обрабатывались и доводились боевой комплекс, система спасения, повышались эксплуатационные характеристики. В результате Ка-50 по критерию «эффективность-стоимость» среди своих собратьев не имеет равных.
Было принято решение о развёртывании серийного производства вертолёта Ка-50; одновременно в серию запускался и его конкурент двухместный Ми-28, выполненный по традиционной схеме, но с аналогичной по мощности и эффективности системой вооружения.
На Западе о существовании нового советского боевого вертолёта стало известно с середины 80-х годов. В прессе появились первые приблизительные рисунки советской боевой машины, в общих чертах напоминавшие прототип. По кодовому обозначению НАТО вертолёт получает обозначение «Hokum» («Оборотень»), что весьма соответствует комплексу боевых возможностей Ка-50.
Вертолёт Ка-50 выполнен по соосной схеме с двумя трёхлопастными винтами. В носовой части фюзеляжа расположена аппаратура обзорно-поисковой системы и прицельного комплекса. В нижней части крепится передняя стойка шасси. Главные стойки шасси расположены за центром масс вертолёта. Основным силовым элементом фюзеляжа является продольная балка коробчатого типа из стеклопластика, в задней части которой крепится хвостовое оперение. По бокам силовой балки вдоль фюзеляжа размещены блоки вооружения, авиационного и радиоэлектронного оборудования, закрытые капотами. Фюзеляж максимально раскрыт для доступа к агрегатам, системам и оборудованию.
В силовой конструкции используется до 35% композиционных материалов. Их применение не только позволило уменьшить массу машины, но и увеличить защищённость лётчика и оборудования, так как при поражении пулями и снарядами композиты не обладают вторичным поражающим действием осколков и брызг, присущим металлической обшивке.
Пилот Ка-50 размещается в полностью бронированной и экранированной кабине. Её общая масса около 300 кг.
За кабиной лётчика располагаются агрегаты гидравлической, топливной и других систем. Далее расположен отсек главного редуктора. С обеих сторон к нему примыкают мотогондолы с модифицированными двигателями ТВЗ-117. Мотогондолы размещаются над верхней поверхностью консолей крыла.
В верхней части фюзеляжа за главным редуктором находятся турбопривод и вспомогательная силовая установка для автономного запуска основных двигателей.
Основу боевой мощи Ка-50 составляют противотанковое управляемое ракетное вооружение и пушка. На вертолёте устанавливается 12 ПТУР типа «Вихрь». ПТУР подвешиваются на двух подвижных пусковых установках под консолями крыла. 30-мм пушка 2А42 установлена практически в центре масс вертолёта, что положительно влияет на точность стрельбы.
Пилотажно-навигационный и прицельный комплекс обеспечивает выполнение полётов и боевую работу днём и ночью в любых метеоусловиях. При прямом контакте с целью оружие применяется с использованием телевизионной и тепловизионной аппаратуры. Комплекс базируется на современной элементной базе с широким оснащением вычислительной техникой.
Пилотажная и прицельная информация выводится на индикатор лобового стекла, что обеспечивает удобство пилотирования и более успешное применение пушки и НУР. Наличие нашлемной системы целеуказания позволило максимально разгрузить лётчика по управлению обзорно-поисковой системой.
Для спасения пилота в кабине Ка-50 установлено катапультное кресло К-37. Перед выбросом кресла из кабины происходит автоматический отстрел лопастей несущего винта.
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЛЁТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ка-50
Экипаж, чел. 1
Длина вертолёта с вращающимися винтами, м 16,0
Диаметр несущего винта, м 14,5
Масса максимальная взлётная, кг 10800
Масса нормальная, кг 9800
Максимальная скорость, км/ч 350 (в пологом пикировании)
Статический потолок, км/ч 4000
Двигатели: тип, количество х мощность, л.с. ТВЗ-117ВН 2 х 2200
Вооружение: ПТУР - тип х количество «Вихрь» х 12;
НУР - калибрх количество 80 х 40;
пушка - калибр х количество 30 х 1
автор статьи В.Ригмант |