РУЛЬ ВЫСОТЫ "главная"
 
Летающая лодка PBY "Каталина"
 
 
фото и чертежи взяты с www.fs1.math.spbu.ru
Из всех гидросамолётов, использовавшихся в годы второй мировой войны, пожалуй, самой известной в военно-воздушных силах союзников была разработанная фирмой Консолидейтед летающая лодка PBY «Каталина». Первый вариант этого самолёта был построен ещё в 1929 году. С двумя двигателями воздушного охлаждения мощностью по 500 л.с. летающая лодка, имевшая тогда обозначение PY-1, развивала скорость до 190 км/ч (посадочная 93—95 км/ч). Её взлётный вес немного превышал 6 тонн.
Испытания показали, что самолёт достаточно перспективен, и фирма в течение предвоенных лет подготовила несколько модификаций летающей лодки. Установка всё более мощных двигателей, при одновременном улучшении общей аэродинамики машины, позволила значительно повысить лётно-технические качества гидросамолёта. Улучшенные модификации самолёта были приняты на вооружение авиации флота США и других стран в качестве разведчиков-бомбардировщиков.
Каждая модификация имела свое обозначение. Особенно удачными были модификации, подготовленные к серийному производству в 1937 году — «Консолидейтед PBY-28 (её называли и «PBY-1») и в августе 1939 года — «PBY-5». После же того, как англичане, в числе первых принявших эту летающую лодку на вооружение, назвали ее «Каталина», это наименование приняли для всех модификаций в США.
Конструкция самолёта Консолидейтед «Каталина» цельнометаллическая. Схема — подкосный моноплан с высокорасположенным крылом площадью 130,4 м2. Крыло с прямоугольным центропланом и двумя отъёмными частями трапециевидной в плане формы крепилось на небольшом обтекаемом кабане. Дюралюминиевый каркас элеронов обшивался полотном. Подкрыльные поплавки, выполнявшие в убранном состоянии роль консолей крыла, были также металлическими и разделялись на три отсека.
Фюзеляж самолёта представлял собой двухреданную лодку, разделённую на несколько отсеков водонепроницаемыми переборками. Оперение — свободнонесущее. Киль выполнялся как одно целое с корпусом лодки. Стабилизатор и верхняя часть киля обшивались листовым дюралюминием, каркас рулей — полотном. На серийных самолётах различных модификации ставились двигатели воздушного охлаждения мощностью от 860 до 200 л.с. с трёхлопастными металлическими винтами. Взлётный вес, максимальная скорость, потолок и дальность «Каталин» различных типов менялись в зависимости от мощности установленных двигателей и, конечно, бомбардировочного или чисто разведывательного (без бомб) применения. Например, самолёты модификации 1937 года «PBY-28» с моторами мощностью 860 л.с. (на высоте 3200 м) при взлётном весе 9862 кг (лишь с двумя бомбами по 454 кг вместо четырёх) развивали скорость до 298 км/ч. Максимальная скорость таких же машин с двигателями мощностью 950 л.с. (на высоте 4360 м) достигала 324 км/ч, потолок почти 9 км, при том же радиусе действия.
Бортовое вооружение «Каталин» состояло чаще всего из 4 пулемётов калибра 7,62 мм. Один устанавливался на турели в носовой башне, по одному с каждой стороны палубы у задней кромки крыла и один в нижней части лодки перед хвостовым оперением. Бомбы или торпеды подвешивались под крыльями вблизи моторов. На некоторых самолётах ставилось по 6 пулемётов калибра 7,62 или 2 пулемёта калибра 7,62 мм и 2 пулемёта 12,7 мм.
Кроме фирмы «Консолидейтед» самолёты «Каталина» строили на своих заводах в Канаде фирмы «Виккерс» и «Боинг». До апреля 1945 года было построено более трёх тысяч «Каталин» всех модификаций.
Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.  
Hosted by uCoz