Из
всех гидросамолётов, использовавшихся в годы второй мировой войны, пожалуй,
самой известной в военно-воздушных силах союзников была разработанная
фирмой Консолидейтед летающая лодка PBY «Каталина». Первый вариант этого
самолёта был построен ещё в 1929 году. С двумя двигателями воздушного
охлаждения мощностью по 500 л.с. летающая лодка, имевшая тогда обозначение
PY-1, развивала скорость до 190 км/ч (посадочная 93—95 км/ч). Её взлётный
вес немного превышал 6 тонн.
Испытания показали, что самолёт достаточно перспективен, и фирма в течение
предвоенных лет подготовила несколько модификаций летающей лодки. Установка
всё более мощных двигателей, при одновременном улучшении общей аэродинамики
машины, позволила значительно повысить лётно-технические качества гидросамолёта.
Улучшенные модификации самолёта были приняты на вооружение авиации флота
США и других стран в качестве разведчиков-бомбардировщиков.
Каждая модификация имела свое обозначение. Особенно удачными были модификации,
подготовленные к серийному производству в 1937 году — «Консолидейтед
PBY-28 (её называли и «PBY-1») и в августе 1939 года — «PBY-5». После
же того, как англичане, в числе первых принявших эту летающую лодку
на вооружение, назвали ее «Каталина», это наименование приняли для всех
модификаций в США.
Конструкция самолёта Консолидейтед «Каталина» цельнометаллическая. Схема
— подкосный моноплан с высокорасположенным крылом площадью 130,4 м2.
Крыло с прямоугольным центропланом и двумя отъёмными частями трапециевидной
в плане формы крепилось на небольшом обтекаемом кабане. Дюралюминиевый
каркас элеронов обшивался полотном. Подкрыльные поплавки, выполнявшие
в убранном состоянии роль консолей крыла, были также металлическими
и разделялись на три отсека.
Фюзеляж самолёта представлял собой двухреданную лодку, разделённую на
несколько отсеков водонепроницаемыми переборками. Оперение — свободнонесущее.
Киль выполнялся как одно целое с корпусом лодки. Стабилизатор и верхняя
часть киля обшивались листовым дюралюминием, каркас рулей — полотном.
На серийных самолётах различных модификации ставились двигатели воздушного
охлаждения мощностью от 860 до 200 л.с. с трёхлопастными металлическими
винтами. Взлётный вес, максимальная скорость, потолок и дальность «Каталин»
различных типов менялись в зависимости от мощности установленных двигателей
и, конечно, бомбардировочного или чисто разведывательного (без бомб)
применения. Например, самолёты модификации 1937 года «PBY-28» с моторами
мощностью 860 л.с. (на высоте 3200 м) при взлётном весе 9862 кг (лишь
с двумя бомбами по 454 кг вместо четырёх) развивали скорость до 298
км/ч. Максимальная скорость таких же машин с двигателями мощностью 950
л.с. (на высоте 4360 м) достигала 324 км/ч, потолок почти 9 км, при
том же радиусе действия.
Бортовое вооружение «Каталин» состояло чаще всего из 4 пулемётов калибра
7,62 мм. Один устанавливался на турели в носовой башне, по одному с
каждой стороны палубы у задней кромки крыла и один в нижней части лодки
перед хвостовым оперением. Бомбы или торпеды подвешивались под крыльями
вблизи моторов. На некоторых самолётах ставилось по 6 пулемётов калибра
7,62 или 2 пулемёта калибра 7,62 мм и 2 пулемёта 12,7 мм.
Кроме фирмы «Консолидейтед» самолёты «Каталина» строили на своих заводах
в Канаде фирмы «Виккерс» и «Боинг». До апреля 1945 года было построено
более трёх тысяч «Каталин» всех модификаций. |