Подавляющее
большинство самолётов для армейской и морской авиации Японии выпускались
промышленностью с двигателями воздушного охлаждения. Исключением явился
армейский одноместный многоцелевой истребитель «Ки-61», тип 3 «Хиен»
(«Ласточка»), строившийся фирмой Кавасаки кокуки. На этом самолёте устанавливался
12-цилиндровый перевёрнутый, рядный двигатель жидкостного охлаждения
«Ха-40» мощностью 1175 л.с. — вариант немецкого «DB-601А». Лицензию
на производство этого двигателя фирма Кавасаки приобрела в 1940 году.
Под него и велась разработка проектов двух истребителей «Ки-60» и «Ки-61».
В результате лётных испытаний, проведённых в 1941 году, предпочтение
было отдано самолёту «Ки-61», и он был передан в серийное производство.
В американских ВВС его называли «Тони».
Истребитель «Ки-61» отличался от других японских самолётов такого же
назначения рядом конструктивных особенностей. Наиболее существенными
из них было крыло большого удлинения, его площадь 20 м2, а также противопожарная
защита бензобаков и установка в кабине пилота бронеспинки и бронезаголовника.
Основной вариант истребителя «Хиен» с двигателем мощностью 1175 л.с.
обладал для своего времени довольно высокими лётно-техническими данными.
При нормальном взлётном весе 3470 кг (вес пустого — 2630 кг) его максимальная
скорость на наивыгоднейшей высоте (4260 м) достигала 590 км/час, а потолок
почти 10 тыс. м. Высоту 5 км «Ки-61» набирал за 7 минут. Использованные
впервые в 1943 году в районе Новой Гвинеи, а затем над Окинавой и Тайванем
подразделения, вооружённые истребителями «Хиен», доставили англо-американским
войскам на Тихоокеанском театре военных действий много неприятностей.
Они успешно вели бои практически со всеми типами самолётов США и Англии,
базирующихся на авианосцах.
Конструкция истребителя «Ки-61» цельнометаллическая, лишь каркас рулей
и элеронов обтягивался полотном. Уборка и выпуск шасси и посадочных
щитков производились при помощи гидросистемы. Хвостовое колесо было
убирающимся только на самолётах первых выпусков.
Этот самолёт неоднократно модифицировался: изменялось его вооружение,
двигатели. Первоначально «Ки-61» имел на вооружении два 12,7-мм синхронных
пулемёта, установленных в фюзеляже, и два пулемёта калибра 7,7 мм в
крыле. Затем два пулемёта заменили 20-мм пушками. На держателях под
крылом могли подвешиваться две 250-кг бомбы или дополнительные 200-литровые
баки с бензином. Однако усиление вооружения привело к значительному
увеличению взлётного веса самолёта и ухудшило его лётные данные по сравнению
с первыми вариантами.
Военно-воздушные силы Японии до февраля 1945 года получили от промышленности
3078 истребителей «Ки-61» с двигателями жидкостного охлаждения и 275
машин с двигателями воздушного охлаждения. Эти самолёты получили обозначение
«Кавасаки Ки-100». Являясь по существу вынужденной модификацией, «Ки-100»
немногим отличался от основного «Хиена». Оба типа истребителей, использовавшихся
в последний период войны в системе противовоздушной обороны Японии,
в частности, её столицы. Однако борьба с новыми высотными американскими
бомбардировщиками В-29 «Суперфортрест» и истребителями Р-51 «Мустанг»
оказалась не под силу ни «Ки-61», ни «Ки-100». Поэтому их производство
после разрушения моторостроительного завода не возобновлялось. |