РУЛЬ ВЫСОТЫ "главная"
 
Военно-транспортный самолёт Ли-2
   
 
 
В годы второй мировой войны для обслуживания нужд фронтов, переброски войск, срочных грузов, высадки десантов, заброски в тыл противника диверсионных и разведывательных групп широко использовались пассажирские и грузовые самолёты. Ещё при разработке таких машин конструкторы, как правило, предусматривали выпуск их в военно-транспортном, десантном и даже в бомбардировочном вариантах.
В конце тридцатых годов на линиях Аэрофлота начали эксплуатироваться 24-местные пассажирские самолёты ПС-84. Эти двухмоторные монопланы были вариантом лицензионного американского самолета «ДС-3». Советские конструкторы и инженеры критически пересмотрели все полученные из США чертежи, привели их в соответствие с действующими в СССР авиационными стандартами, нормами прочности (несколько превышающими по запасу зарубежные) и метрической системой мер. Большую роль в организации серийного производства нового самолёта сыграл инженер Б.П. Лисунов.
С первых дней Великой Отечественной войны самолеты ПС-84 стали использоваться для нужд фронта. Ими была оснащена Московская авиационная группа особого назначения, позже преобразованная за успешное выполнение заданий командования в 10-ю гвардейскую транспортную дивизию.
Хорошо подготовленные экипажи ПС-84 уверенно летали ночью и в облаках на малых высотах, что обеспечивало скрытность действии. Запас прочности позволял до предела использовать грузоподъёмность самолётов. Рассчитанные на перевозку 1800 кг груза ПС-84 в годы войны брали на борт до 2600 кг; вместо 24 пассажиров до 30 десантников с оружием. В начале октября 1941 года Московская авиагруппа только за три дня перебросила в район боёв под Орлом 5440 бойцов 5-го воздушно-десантного корпуса. Это был первый в нашей стране опыт десантирования с применением большого числа транспортных самолётов. С 10 октября по 25 декабря 1941 года экипажи 30 самолётов ПС-84 перевезли в осаждённый Ленинград свыше 6 тысяч тонн продовольствия, боеприпасов и других грузов, а обратными рейсами эвакуировали из города более 50 тысяч его жителей, в основном женщин и детей.
Для защиты от воздушного противника самолеты ПС-84 с июля 1941 года вооружались крупнокалиберными пулемётными установками. В кабине экипажа установили бронеспинки.
С сентября 1942 года самолёты ПС-84 получили новое наименование — Ли-2. Некоторая часть машин этого типа выпускалась и в варианте дальнего бомбардировщика. На таких машинах в кабине экипажа ставился прицел; в фюзеляже два дополнительных пулемёта, под фюзеляжем монтировались держатели для 100- и 250-кг бомб. Зажигательные и мелкие осколочные 2,5- и 25-кг бомбы члены экипажа по команде штурмана сбрасывали на цель вручную через открытую боковую дверь грузовой кабины. В полёты средней дальности Ли-2 брал до тонны бомбовой нагрузки.
Конструкция и оборудование бомбардировочного варианта Ли-2 позволяли при необходимости использовать их и для выполнения транспортно-десантных операций. Так например, в сентябре 1944 года на самолётах Ли-2 на помощь словацким патриотам, восставшим против фашистского режима, была переброшена целая чехословацкая бригада и значительное количество вооружения. Экипажи Ли-2, как правило, успешно выполняли самые различные задания, связанные с выполнением дальних рейсов. Лётчики 101-го дальнебомбардировочного авиаполка, которым командовала Герой Советского Союза В. Гризодубова, надёжно обеспечивали снабжение крупных партизанских отрядов и активно участвовали в боях по прорыву блокады Ленинграда.
Конструкция Ли-2 (ПС-84) — металлическая. Рули и элероны обшивались полотном. Трёхлонжеронное крыло площадью 91,7 м2 с силовой работающей обшивкой состояло из центроплана с мотоустановками и двух отъёмных консолей. Для улучшения взлётно-посадочных качеств крыло имело щитки. Большую часть сигарообразного фюзеляжа типа полумонокок занимала грузовая кабина длиной 9,43 м с откидными сидениями для десантников вдоль бортов и турельной установкой крупнокалиберного пулемёта. Во второй половине войны на Ли-2 устанавливалось и оборудование для буксировки тяжёлых десантных планеров.
Самолёты Ли-2 выпускались в годы войны с двумя 9-цилиндровыми двигателями М-62 (АШ-62) взлётной мощностью по 1000 л.с. и трёхлопастными винтами изменяемого шага (ВИШ-21). Четыре центропланных бака вмещали 3110 литров бензина. При их полной заправке дальность полёта достигала 2500 км. При полётах в глубокий тыл противника в грузовой кабине ставились дополнительные баки и дальность полёта увеличивалась до 4 тыс. км.
В варианте бомбардировщика экипаж Ли-2 состоял из 6 человек: двух пилотов, штурмана, бортмеханика, бортрадиста и стрелка турельной установки. При встречах с вражескими истребителями бортмеханик и радист вели огонь из двух дополнительных пулемётов, установленных по бортам фюзеляжа. Взлётный вес менялся в зависимости от варианта машины и особенностей задания от 10700 (нормальный) до 13200 кг. При нормальном весе скорость на высоте 1760 метров составляла 320 км/ч, крейсерская — 240 — 270 км/ч. Посадочная — 108 км/ч. Практический потолок — 5600 метров.
Советская авиапромышленность выпустила в предвоенные и военные годы около 3000 самолётов ПС-84/Ли-2. Производство Ли-2 в пассажирском варианте продолжалось и в течение нескольких послевоенных лет, когда их заменили более скоростные пассажирские самолёты Ил-12 и Ил-14.
Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.  
Hosted by uCoz