В
годы второй мировой войны для обслуживания нужд фронтов, переброски
войск, срочных грузов, высадки десантов, заброски в тыл противника диверсионных
и разведывательных групп широко использовались пассажирские и грузовые
самолёты. Ещё при разработке таких машин конструкторы, как правило,
предусматривали выпуск их в военно-транспортном, десантном и даже в
бомбардировочном вариантах.
В конце тридцатых годов на линиях Аэрофлота начали эксплуатироваться
24-местные пассажирские самолёты ПС-84. Эти двухмоторные монопланы были
вариантом лицензионного американского самолета «ДС-3». Советские конструкторы
и инженеры критически пересмотрели все полученные из США чертежи, привели
их в соответствие с действующими в СССР авиационными стандартами, нормами
прочности (несколько превышающими по запасу зарубежные) и метрической
системой мер. Большую роль в организации серийного производства нового
самолёта сыграл инженер Б.П. Лисунов.
С первых дней Великой Отечественной войны самолеты ПС-84 стали использоваться
для нужд фронта. Ими была оснащена Московская авиационная группа особого
назначения, позже преобразованная за успешное выполнение заданий командования
в 10-ю гвардейскую транспортную дивизию.
Хорошо подготовленные экипажи ПС-84 уверенно летали ночью и в облаках
на малых высотах, что обеспечивало скрытность действии. Запас прочности
позволял до предела использовать грузоподъёмность самолётов. Рассчитанные
на перевозку 1800 кг груза ПС-84 в годы войны брали на борт до 2600
кг; вместо 24 пассажиров до 30 десантников с оружием. В начале октября
1941 года Московская авиагруппа только за три дня перебросила в район
боёв под Орлом 5440 бойцов 5-го воздушно-десантного корпуса. Это был
первый в нашей стране опыт десантирования с применением большого числа
транспортных самолётов. С 10 октября по 25 декабря 1941 года экипажи
30 самолётов ПС-84 перевезли в осаждённый Ленинград свыше 6 тысяч тонн
продовольствия, боеприпасов и других грузов, а обратными рейсами эвакуировали
из города более 50 тысяч его жителей, в основном женщин и детей.
Для защиты от воздушного противника самолеты ПС-84 с июля 1941 года
вооружались крупнокалиберными пулемётными установками. В кабине экипажа
установили бронеспинки.
С сентября 1942 года самолёты ПС-84 получили новое наименование — Ли-2.
Некоторая часть машин этого типа выпускалась и в варианте дальнего бомбардировщика.
На таких машинах в кабине экипажа ставился прицел; в фюзеляже два дополнительных
пулемёта, под фюзеляжем монтировались держатели для 100- и 250-кг бомб.
Зажигательные и мелкие осколочные 2,5- и 25-кг бомбы члены экипажа по
команде штурмана сбрасывали на цель вручную через открытую боковую дверь
грузовой кабины. В полёты средней дальности Ли-2 брал до тонны бомбовой
нагрузки.
Конструкция и оборудование бомбардировочного варианта Ли-2 позволяли
при необходимости использовать их и для выполнения транспортно-десантных
операций. Так например, в сентябре 1944 года на самолётах Ли-2 на помощь
словацким патриотам, восставшим против фашистского режима, была переброшена
целая чехословацкая бригада и значительное количество вооружения. Экипажи
Ли-2, как правило, успешно выполняли самые различные задания, связанные
с выполнением дальних рейсов. Лётчики 101-го дальнебомбардировочного
авиаполка, которым командовала Герой Советского Союза В. Гризодубова,
надёжно обеспечивали снабжение крупных партизанских отрядов и активно
участвовали в боях по прорыву блокады Ленинграда.
Конструкция Ли-2 (ПС-84) — металлическая. Рули и элероны обшивались
полотном. Трёхлонжеронное крыло площадью 91,7 м2 с силовой работающей
обшивкой состояло из центроплана с мотоустановками и двух отъёмных консолей.
Для улучшения взлётно-посадочных качеств крыло имело щитки. Большую
часть сигарообразного фюзеляжа типа полумонокок занимала грузовая кабина
длиной 9,43 м с откидными сидениями для десантников вдоль бортов и турельной
установкой крупнокалиберного пулемёта. Во второй половине войны на Ли-2
устанавливалось и оборудование для буксировки тяжёлых десантных планеров.
Самолёты Ли-2 выпускались в годы войны с двумя 9-цилиндровыми двигателями
М-62 (АШ-62) взлётной мощностью по 1000 л.с. и трёхлопастными винтами
изменяемого шага (ВИШ-21). Четыре центропланных бака вмещали 3110 литров
бензина. При их полной заправке дальность полёта достигала 2500 км.
При полётах в глубокий тыл противника в грузовой кабине ставились дополнительные
баки и дальность полёта увеличивалась до 4 тыс. км.
В варианте бомбардировщика экипаж Ли-2 состоял из 6 человек: двух пилотов,
штурмана, бортмеханика, бортрадиста и стрелка турельной установки. При
встречах с вражескими истребителями бортмеханик и радист вели огонь
из двух дополнительных пулемётов, установленных по бортам фюзеляжа.
Взлётный вес менялся в зависимости от варианта машины и особенностей
задания от 10700 (нормальный) до 13200 кг. При нормальном весе скорость
на высоте 1760 метров составляла 320 км/ч, крейсерская — 240 — 270 км/ч.
Посадочная — 108 км/ч. Практический потолок — 5600 метров.
Советская авиапромышленность выпустила в предвоенные и военные годы
около 3000 самолётов ПС-84/Ли-2. Производство Ли-2 в пассажирском варианте
продолжалось и в течение нескольких послевоенных лет, когда их заменили
более скоростные пассажирские самолёты Ил-12 и Ил-14. |