Оригинальный
по замыслу и исполнению комбинированный самолёт разработал в 1934 году
конструктор Анатолий Георгиевич Бедункович. По существу он совместил
в одной машине четыре самолёта. Достигалось это путем перестановки одних
и тех же крыльев и изменения их количества. Главная задача, которую
решал конструктор — дать лётным школам и аэроклубам один учебно-тренировочный
самолёт, на котором можно было бы решать все задачи по подготовке квалифицированных
лётчиков, научить их технике пилотирования не только простых, но и относительно
сложных машин.
Самолёт, получивший название ЛК-4 (НИАИ-4) имел четыре варианта. Первый
— для отработки начальных навыков пилотирования — представлял собой
полутораплан с большим выносом верхнего крыла. Его техника пилотирования
проста. Даже при грубых ошибках учлёта машина не входила в штопор. Второй
— для шлифовки первичных навыков пилотирования — был тоже полутораплан,
но уже без выноса верхнего крыла и без предкрылков на нём. Самолёт легко
мог быть введен в штопор и выведен из него. На третьем варианте — для
обучения пилотированию более сложных машин — одно крыло снималось. В
этом случае ЛК-4 представлял собой моноплан-парасоль. Он был уже более
строгим в пилотировании, не прощал грубых ошибок. И, наконец, четвёртый
вариант самолёта был уже чистым монопланом с одним нижним крылом, очень
строгий в пилотировании. При всех вариантах мотор М-11 мощностью в 100
л.с. не менялся.
Все эти «превращения» выполнялись техниками и механиками довольно быстро
путем уборки или постановки крыльев.
Самолёт ЛК-4 был построен в учебно-производственных мастерских Ленинградского
комбината ГВФ. Он прошёл госиспытания, в ходе которых налетал 40 тысяч
километров, участвовал в двух конкурсных перелётах лёгких самолётов
(в варианте парасоль).
В зависимости от варианта его лётные данные менялись, Скорость в варианте
полутораплана достигала 168 км/час, в варианте парасоль — 177 км/час
и в варианте низкоплана свыше 180 км/час. Потолок — от 3300 м до 4500
м. |