В
январе 1939 года командование военно-воздушных сил США объявило тактико-технические
требования к скоростному фронтовому бомбардировщику, который будет заказан
фирме, первой построившей такой самолёт. В «требованиях» были перечислены
все основные данные, которыми должен обладать бомбардировщик: скорость,
потолок, дальность, вооружение, варианты боевой нагрузки.
Поставку такого бомбардировщика взяла на себя фирма Глен Л. Мартин.
Сразу после заключения контракта началась разработка проекта самолёта.
Возглавил её конструктор П. Меградер. Через двадцать месяцев, в конце
ноября 1940 года, опытный экземпляр самолёта поднялся в воздух. Он полностью
отвечал тактико-техническим требованиям, и командование ВВС приняло
его на вооружение, в первой половине 1941 года бомбардировщик, под обозначением
Мартин В-26 «Мародер» начал поступать в строевые части.
Прошло всего несколько месяцев и к официальному наименованию самолёта
в частях прибавили кличку: «мужеубийца». Дело в том, что самолёт оказался
сложным в пилотировании. Конструктор, воспользовавшись тем, что в «требованиях»
не были оговорены пределы взлётной и посадочной скоростей, спроектировал
крыло малой площади с очень высокой для того времени удельной нагрузкой
— 275 кг/м2. В результате посадочная скорость бомбардировщика значительно
превысила 200 км/час, длина разбега достигала 950 м. В частях началась
буквально эпидемия аварий и катастроф при взлёте и посадке.
Специально созданная комиссия после длительного обсуждения приняла решение:
оставить В-26 на вооружении при условии обязательного увеличения площади
крыла и других доделок, обеспечивающих упрощение техники пилотирования
и снижение посадочной скорости. Однако фирма Глен Мартин всячески затягивала
выполнение этой рекомендации, так как любое изменение конструкции означало
приостановку серийного производства. Лишь с 642-го самолёта, фирма стала
выпускать «В-26» с крылом, увеличенным на 1,8 м по размаху и на 5 м2
- по площади.
Посадочная скорость этой модели (В-25В) уменьшилась до 180 км/час. Но
для полевых аэродромов и она была высока. По требованию командования
конструктор сделал ещё несколько попыток улучшить взлётно-посадочные
качества бомбардировщика. На модификациях «В-26F» и «В-26G» он, в частности,
увеличил на 3°30’ установочный угол крыла.
За годы войны фирма Мартин выпустила 5157 бомбардировщиков «В-26» различных
модификаций. Наиболее массовыми были машины модели «В-26В». Самолёт
представлял собой цельнометаллический моноплан с крылом площадью 61,22
м2. Фюзеляж круглого сечения. Стабилизатор и киль — цельнометаллические,
обшивка рулей полотняная. С двигателями «Прат-Уитни R-2800—43» воздушного
охлаждения мощностью по 2000 л.с. самолёт развивал максимальную скорость
на расчётной высоте 4572 м до 490 км/час. Дальность полёта с нормальной
бомбовой нагрузкой на крейсерской скорости 276 км/час несколько превышала
1900 км, рабочий потолок всего 6 тыс. м. Экипаж — 5 человек. Вес пустого
самолёта 11476 кг, нормальный взлётный 16872 кг, в перегрузочном варианте
— 17327 кг. Вся бомбовая нагрузка (до 2358 кг) размещалась внутри фюзеляжа.
Бортовое стрелковое вооружение состояло из 12 пулемётов калибра 12,7
мм.
Активное боевое применение самолётов «В-26» началось в 1942 году на
Тихоокеанском театре военных действий. В мае 1943 года «В-26» появились
и на Европейском театре военных действий. В течение года части, вооружённые
этими самолётами, совершили 29000 вылетов, потеряв при этом 139 самолётов. |