РУЛЬ ВЫСОТЫ "главная"
 
Летающая лодка МДР-6
 
 
 
Верховное Главнокомандование Советских Вооруженных Сил в августе 1941 года приняло решение нанести бомбовые удары по столице фашистской Германии Берлину как ответ на систематические налёты немецкой авиации на Москву и Ленинград. Выполнение этой задачи было возложено на специальную группу 1-го бомбардировочного полка Краснознамённого Балтийского флота, которую возглавил полковник Е. Преображенский, и 81-ю дивизию дальнебомбардировочной авиации (командир полковник Н. Новодранов). В ночь на 8 августа группа Е. Преображенского совершила первый налёт на Берлин, а с 5 августа и почти до окончания первого периода ударов бомбардировщиков по столице фашистского рейха разведку по маршруту их полётов над морем вели экипажи летающих лодок Че-2.
Этот двухмоторный самолёт для авиации Военно-Морского Флота страны разработал конструкторский коллектив, возглавляемый энтузиастом гидросамолётостроения И.В. Четвериковым. Коллектив после большой предварительной работы нашёл весьма удачное решение основных проблем сочетания хорошей мореходности с требованиями аэродинамики. Конструктор впервые в нашей стране использовал для морского самолёта крыло типа «чайка». Таким образом двигатели, установленные в местах перегиба крыла, были достаточно подняты и удалены от воды, чтобы избежать их забрызгивания при взлёте.
Разработку проекта морского дальнего разведчика-бомбардировщика под два звездообразных двигателя М-25Е мощностью по 750 л.с. конструкторский коллектив начал в 1936 году, а уже летом 1937 года опытный экземпляр летающей лодки был готов. К этому времени появилась возможность использовать на самолёте более мощные двигатели также воздушного охлаждения. Конструкторы оперативно использовали эту возможность. На опытном образце и его дублёре были установлены М-62 и М-63 взлётной мощностью соответственно 1000 и 1100 л.с. С этими двигателями самолёт, получивший обозначение МДР-6, успешно прошёл заводские и государственные испытания.
В ходе испытаний летающая лодка показала высокие качества. Её максимальная скорость на высоте 4 тыс. м достигала 360 км/ч (посадочная 110 км/ч), практический потолок превышал 8700 м. Нормальный взлётный вес машины 5700 кг (вес пустого 4100 кг), максимальный — 7200 кг, техническая дальность 2650 км. Для летающих лодок конца тридцатых годов такие данные были вполне удовлетворительными. Самолёт приняли на вооружение и на одном из заводов в 1939 году началось его серийное производство. Исходным образцом для серийного выпуска стал дублёр машины МДР-6(Н) с двигателями М-63 мощностью 1100 л.с. и несколько улучшенной аэродинамикой. Конструкция МДР-6, получившего затем обозначение Че-2 (Четвериков — второй), металлическая. Полотно использовалось лишь для обшивки рулей и элеронов. Двухлонжеронное крыло площадью 52 м2. Металлические подкрыльные поплавки на первых серийных машинах были неубирающиеся и крепились двумя прямыми стойками.
Двухреданная лодка хороших обтекаемых форм. Все её поперечные сечения для уменьшения миделя были криволинейными, без плоских поверхностей. Передний редан лодки — поперечный, задний заострённый — типа «утюг». Лодка делилась водонепроницаемыми переборками на отсеки. В носовом размещался штурман. В его отсеке монтировалась турельная установка спаренных скорострельных пулемётов для ведения огня по целям, появляющихся в передней полусфере. В центральном отсеке лодки конструкторы оборудовали пилотскую кабину, а в кормовом — кабину стрелка со спаренной пулемётной установкой, позволяющей вести огонь по воздушным и надводным целям. Хвостовое оперение на основных вариантах летающей лодки было однокилевое. Стабилизатор крепился V-образными подкосами.
Конструкторский коллектив, возглавляемый И.В. Четвериковым, и после начала серийного производства летающей лодки продолжал искать пути дальнейшего совершенствования самолёта, хотя и его первые варианты по своим лётно-техническим данным превосходили многие зарубежные летающие лодки такого класса и назначения. Эти улучшения достигались в результате замены имеющих большой «лоб» звездообразных двигателей воздушного охлаждения серийными рядными двигателями жидкостного охлаждения, постоянного улучшения формы и очертаний корпуса лодки, стрелковых установок.
Разрабатывая новые модификации, конструкторский коллектив стремился сохранить основные размеры и весовые характеристики, свойственные первому серийному образцу. Это позволяло добиваться значительного повышения максимальной и крейсерской скорости разведчика практически при небольшом увеличении мощности винтомоторной установки. Применение подкрыльных поплавков специальной формы, заподлицо убирающихся в крыло, установка серийных рядных двигателей жидкостного охлаждения М-105 и ВК-105ПФ мощностью в 1050 и 1150 л.с. на варианты «Б-2», «Б-3» и «Б-4», дало прирост максимальной скорости в 70—90 км/ч. Летающие лодки модификации «Б-2», например, с двигателями М-105 и убранными в крыло поплавками развивали скорость до 454 км/ч на высоте 6 тыс. м. Самолёты модификации «Б-1» и «Б-2» даже в конструкторских кругах считали самыми красивыми из всех гидросамолётов, созданных до начала сороковых годов. По максимальной скорости и потолку эти машины вплотную приближались к лётным качествам колёсных разведчиков и бомбардировщиков, состоявших на вооружении авиации государств, участвовавших в этот период во второй мировой войне.
В годы Великой Отечественной войны самолёты Че-2 использовались не только по своему прямому назначению — разведка на море, поиск и уничтожение подводных лодок врага, спасение наших лётчиков и экипажей кораблей, терпящих бедствие. Обстановка на фронте, особенно в первый период войны, заставляла применять летающие лодки и против наземных сил врага. Экипажи Че-2 не раз наносили удары (они брали на подкрыльных подвесках до 500 кг бомб различного калибра) по позициям и скоплениям вражеских войск, перевозили раненых, срочные грузы. На Че-2, оснащенных помимо стандартного вооружения, крупнокалиберными пулемётами или 20-мм пушками, реактивными снарядами РС-82, морские лётчики успешно выполняли даже роль охотников за фашистскими гидросамолётами-торпедоносцами.
Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.  
Hosted by uCoz