Верховное
Главнокомандование Советских Вооруженных Сил в августе 1941 года приняло
решение нанести бомбовые удары по столице фашистской Германии Берлину
как ответ на систематические налёты немецкой авиации на Москву и Ленинград.
Выполнение этой задачи было возложено на специальную группу 1-го бомбардировочного
полка Краснознамённого Балтийского флота, которую возглавил полковник
Е. Преображенский, и 81-ю дивизию дальнебомбардировочной авиации (командир
полковник Н. Новодранов). В ночь на 8 августа группа Е. Преображенского
совершила первый налёт на Берлин, а с 5 августа и почти до окончания
первого периода ударов бомбардировщиков по столице фашистского рейха
разведку по маршруту их полётов над морем вели экипажи летающих лодок
Че-2.
Этот двухмоторный самолёт для авиации Военно-Морского Флота страны разработал
конструкторский коллектив, возглавляемый энтузиастом гидросамолётостроения
И.В. Четвериковым. Коллектив после большой предварительной работы нашёл
весьма удачное решение основных проблем сочетания хорошей мореходности
с требованиями аэродинамики. Конструктор впервые в нашей стране использовал
для морского самолёта крыло типа «чайка». Таким образом двигатели, установленные
в местах перегиба крыла, были достаточно подняты и удалены от воды,
чтобы избежать их забрызгивания при взлёте.
Разработку проекта морского дальнего разведчика-бомбардировщика под
два звездообразных двигателя М-25Е мощностью по 750 л.с. конструкторский
коллектив начал в 1936 году, а уже летом 1937 года опытный экземпляр
летающей лодки был готов. К этому времени появилась возможность использовать
на самолёте более мощные двигатели также воздушного охлаждения. Конструкторы
оперативно использовали эту возможность. На опытном образце и его дублёре
были установлены М-62 и М-63 взлётной мощностью соответственно 1000
и 1100 л.с. С этими двигателями самолёт, получивший обозначение МДР-6,
успешно прошёл заводские и государственные испытания.
В ходе испытаний летающая лодка показала высокие качества. Её максимальная
скорость на высоте 4 тыс. м достигала 360 км/ч (посадочная 110 км/ч),
практический потолок превышал 8700 м. Нормальный взлётный вес машины
5700 кг (вес пустого 4100 кг), максимальный — 7200 кг, техническая дальность
2650 км. Для летающих лодок конца тридцатых годов такие данные были
вполне удовлетворительными. Самолёт приняли на вооружение и на одном
из заводов в 1939 году началось его серийное производство. Исходным
образцом для серийного выпуска стал дублёр машины МДР-6(Н) с двигателями
М-63 мощностью 1100 л.с. и несколько улучшенной аэродинамикой. Конструкция
МДР-6, получившего затем обозначение Че-2 (Четвериков — второй), металлическая.
Полотно использовалось лишь для обшивки рулей и элеронов. Двухлонжеронное
крыло площадью 52 м2. Металлические подкрыльные поплавки на первых серийных
машинах были неубирающиеся и крепились двумя прямыми стойками.
Двухреданная лодка хороших обтекаемых форм. Все её поперечные сечения
для уменьшения миделя были криволинейными, без плоских поверхностей.
Передний редан лодки — поперечный, задний заострённый — типа «утюг».
Лодка делилась водонепроницаемыми переборками на отсеки. В носовом размещался
штурман. В его отсеке монтировалась турельная установка спаренных скорострельных
пулемётов для ведения огня по целям, появляющихся в передней полусфере.
В центральном отсеке лодки конструкторы оборудовали пилотскую кабину,
а в кормовом — кабину стрелка со спаренной пулемётной установкой, позволяющей
вести огонь по воздушным и надводным целям. Хвостовое оперение на основных
вариантах летающей лодки было однокилевое. Стабилизатор крепился V-образными
подкосами.
Конструкторский коллектив, возглавляемый И.В. Четвериковым, и после
начала серийного производства летающей лодки продолжал искать пути дальнейшего
совершенствования самолёта, хотя и его первые варианты по своим лётно-техническим
данным превосходили многие зарубежные летающие лодки такого класса и
назначения. Эти улучшения достигались в результате замены имеющих большой
«лоб» звездообразных двигателей воздушного охлаждения серийными рядными
двигателями жидкостного охлаждения, постоянного улучшения формы и очертаний
корпуса лодки, стрелковых установок.
Разрабатывая новые модификации, конструкторский коллектив стремился
сохранить основные размеры и весовые характеристики, свойственные первому
серийному образцу. Это позволяло добиваться значительного повышения
максимальной и крейсерской скорости разведчика практически при небольшом
увеличении мощности винтомоторной установки. Применение подкрыльных
поплавков специальной формы, заподлицо убирающихся в крыло, установка
серийных рядных двигателей жидкостного охлаждения М-105 и ВК-105ПФ мощностью
в 1050 и 1150 л.с. на варианты «Б-2», «Б-3» и «Б-4», дало прирост максимальной
скорости в 70—90 км/ч. Летающие лодки модификации «Б-2», например, с
двигателями М-105 и убранными в крыло поплавками развивали скорость
до 454 км/ч на высоте 6 тыс. м. Самолёты модификации «Б-1» и «Б-2» даже
в конструкторских кругах считали самыми красивыми из всех гидросамолётов,
созданных до начала сороковых годов. По максимальной скорости и потолку
эти машины вплотную приближались к лётным качествам колёсных разведчиков
и бомбардировщиков, состоявших на вооружении авиации государств, участвовавших
в этот период во второй мировой войне.
В годы Великой Отечественной войны самолёты Че-2 использовались не только
по своему прямому назначению — разведка на море, поиск и уничтожение
подводных лодок врага, спасение наших лётчиков и экипажей кораблей,
терпящих бедствие. Обстановка на фронте, особенно в первый период войны,
заставляла применять летающие лодки и против наземных сил врага. Экипажи
Че-2 не раз наносили удары (они брали на подкрыльных подвесках до 500
кг бомб различного калибра) по позициям и скоплениям вражеских войск,
перевозили раненых, срочные грузы. На Че-2, оснащенных помимо стандартного
вооружения, крупнокалиберными пулемётами или 20-мм пушками, реактивными
снарядами РС-82, морские лётчики успешно выполняли даже роль охотников
за фашистскими гидросамолётами-торпедоносцами. |