РУЛЬ ВЫСОТЫ "главная"
 
Истребитель МиГ-3
 

Постоянная борьба за скорость — важнейшая черта авиации, особенно истребительной. Это верно для наших дней, так было и в далёкие от нас предвоенные годы. Во второй половине 30-х годов резкого прироста скоростей наиболее передовые конструкторы добились, перейдя на монопланную схему и применив убирающееся шасси. Но при этом самолётостроители и испытатели столкнулись с таким парадоксом: с ростом скорости ухудшилась маневренность, так как увеличился радиус (а следовательно, и время) выполнения виража. Маневренные же истребители бипланной схемы с малым временем виража имели меньшую скорость вследствие большего лобового сопротивления. Создавался заколдованный круг.
Военные нашли компромиссное решение этой проблемы в одновременном развитии как скоростных (И-16), так и маневренных (И-15, И-153) истребителей. По принятой тогда доктрине, предполагалось, что монопланы должны догонять противника и навязывать ему бой, а бипланам предстоит продолжать его на горизонтальном маневре. (В те годы перевести бой в вертикальную плоскость ещё не удавалось: не было достаточно мощных авиационных двигателей.)
Наши лучшие истребители И-15 и И-16 впервые встретились с немецкими «мессершмиттами» в 1936 году, в начале гражданской войны в Испании. Это были Ме-109В с двигателем мощностью 610 л.с. и скоростью не выше 470 км/ч. Советские самолёты по скорости не уступали им и вооружены были не хуже — 7,6-мм пулемётами. Маневренность же у наших машин была значительно лучше. Республиканские лётчики успешно сражались на И-15 и И-16, которых они ласково называли «чатос» — «курносый», и германо-итальянская авиация несла огромные потери.
Учтя опыт первых воздушных боев в небе Испании, немецкие конструкторы поспешно модернизировали Ме-109, установив новый мощный двигатель (1100 л.с.). Скорость истребителя возросла до 570 км/ч, на него была установлена 20-мм пушка.
Модернизированные «мессеры» приняли участие в боях заключительного этапа испанской трагедии. И как ни велик был героизм республиканских лётчиков, «соревнование» И-15 и И-16 с новейшими МЕ-109Е в конце концов кончилось не в пользу первых. Уроки Испании заставили задуматься.
Советское правительство срочно приняло ряд мер, направленных на значительное укрепление авиационной промышленности. Военный инженер Артём Иванович Микоян работал тогда в КБ прославленного конструктора Н.Н. Поликарпова. Микоян организовал из молодых инженеров конструкторскую группу, разрабатывавшую на общественных началах проект нового истребителя. Как известно, Поликарпов был приверженцем маневренных машин: тогда такими считались бипланы и полуторапланы. Уроки Испании заставили признать, что успех в бою приносят скорость и высота — качества, присущие самолётам-монопланам. Этот принцип и был положен молодыми инженерами в основу нового истребителя. Они задумали создать высотную машину со скоростью в полтора раза большей, чем у поликарповских И-15 и И-16.
Вот уже несколько лет короткое, стремительное слово «МиГ» олицетворяет собой один из самых лучших истребителей мира. Впервые оно появилось в лексиконе наших авиаторов в конце 1940 года, когда Военно-Воздушные Силы Красной Армии начали получать на вооружение истребительных соединений новые самолёты МиГ-3. С тех пор машины с маркой «МиГ» постоянно находятся в арсенале нашей армии.
А начиналось это так. Поздней осенью 1939 года инициативная группа конструкторов во главе с Артёмом Ивановичем Микояном и Михаилом Иосифовичем Гуревичем предложила создать высотный скоростной истребитель. Предложение приняли, и вскоре было организовано новое опытно-конструкторское бюро. Начальные буквы фамилий Микояна и Гуревича послужили основой эмблемы «МиГ».
Вот что рассказывал сам Артём Иванович об этом: «Название самолёта, составленное из начальных букв наших с Гуревичем фамилий, по воле случая совпало со словом «миг», означающим скоротечность явления, а в буквальном смысле — мгновение. Это как нельзя лучше раскрывало существо девиза нашего конструкторского бюро: «Скорость и высота!»
Итак, приступили к работе по созданию высотного скоростного истребителя. Для высотного перехватчика выбрали мощный мотор с водяным охлаждением конструкции А.С. Микулина — АМ-35А. Его мощность на высоте 7200 м достигала 1200 л.с. Он имел редуктор и воздухонагнетатель {наддув), обеспечивавший устойчивую работу на высоте. С ним применялся трёхлопастный металлический винт изменяемого шага ВИШ-22Е.
Самолёт И-200, который впоследствии назвали МиГ-1, был спроектирован и построен всего за четыре месяца — срок фантастически малый для разработки подобной машины. 5 апреля 1940 года лётчик-испытатель А.Н. Екатов впервые поднял МиГ-1 в воздух. В процессе заводских и государственных испытаний оказалось целесообразным увеличить запас топлива, усилить огневую мощь и установить на самолёте радиостанцию. Модернизированный истребитель стал называться МиГ-3. В августе того же 1940 года после государственных испытаний по решению правительства самолёт был запущен в серию.
МиГ-3 представлял собой одномоторный, одноместный свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом.
Самолёт проектировался как скоростной высотный истребитель-перехватчик, но мог использоваться в перегрузочном варианте как штурмовик и лёгкий бомбардировщик.
Конструкция МиГ-3 смешанная: передняя часть фюзеляжа и моторама сварены из хромансилевых труб, центроплан цельнометаллический, с дюралюминиевой обшивкой, консоли крыла и хвостовая часть фюзеляжа деревянные; горизонтальное хвостовое оперение, руль поворота и элероны дюралюминиевые.
Обшивка передней части фюзеляжа состояла из пяти съёмных дюралюминиевых крышек (люков) на замках. Хвостовая часть — скорлупного типа, обшита пятью слоями шпона. Фонарь кабины лётчика из трёх частей: передней (козырька), подвижной части, сдвигающейся назад, и задней неподвижной.
Несущие поверхности: средняя часть — центроплан, жёстко прикрепленный к фюзеляжу, правая и левая — съёмные консоли крыла. Центроплан обшит листовым дюралюминием, приклёпанным впотай. В нём размещаются бензиновые баки, закрепленные на стальных лентах. В задней нижней части центроплана имелись посадочные щитки-подкрылки (закрылки) типа «Шренк».
В фюзеляже и центроплане располагались по два бензобака общей ёмкостью 640 л. Предусматривалась подвеска под крыльями двух бензобаков, которые при необходимости могли сбрасываться.
Крыло самолёта цельнодеревянное. Каркас каждой консоли состоит из лонжерона, переднего и заднего коробчатых стрингеров и нервюр балочного типа. Снаружи крыло обшито пятислойной бакелитовой фанерой. Дюралюминиевый элерон конструктивно выполнен из двух половин, имеет осевую компенсацию, составляющую 24% всей его площади. Элерон обтянут полотном.
Хвостовое оперение самолёта свободнонесущее. Деревянный киль составляет одно целое с хвостовой частью фюзеляжа. Конструкция стабилизатора дюралюминиевая, обшивка полотняная. Руль поворота и руль высоты с триммерами.
Шасси самолёта убирающееся, одностоечного типа с масляно-воздушной амортизацией. Его стойка шарнирно укреплена на торцевой нервюре центроплана и соединена с механизмом уборки и выпуска. Предусмотрен тросовый опускатель. Главные стойки убираются в сторону фюзеляжа и входят в ниши в носке центроплана. В убранном положении ниши шасси закрываются щитками. Для определения крайних положений основных стоек служит электрическая и механическая сигнализация («солдатики»). Костыльное колесо убирающегося типа, также с масляно-воздушной амортизацией. В убранном положении закрывается щитками.
МиГ-3 имел передовое по тем временам оборудование. На нём, первом из серийных советских истребителей, было установлено кислородное оборудование. Оно располагалось в кабине и состояло из прибора КПА-3бис, баллона на 4 л, маски со шлангом.
МиГ-3 окрашивался сверху светло-зелёной, а снизу светло-голубой краской. Красные звезды с красной окантовкой наносились с боков фюзеляжа и снизу крыла. Некоторые серии камуфлировались. Трёхлопастный винт чёрный, матовый. Кабина внутри шарового цвета, приборная доска чёрная.
Вооружение МиГ-3 состояло из двух синхронных пулемётов ШКАС калибра 7,62 мм и одного синхронного пулемёта БС калибра 12,7 мм. Они были установлены неподвижно в передней части фюзеляжа над мотором.
Под крыльями предусматривались четыре пары бомбодержателей. На внутренние подвешивались по две бомбы калибром по 100 кг, на внешние — две бомбы по 50 кг.
Некоторые серии истребителей дополнительно вооружали ещё двумя крыльевыми пулемётами БК конструкции Березина калибром 12,7 мм в специальных гондолах. В связи с их установкой внешние бомбовые балки снимали, а на внутренние, оставшиеся, могли подвешиваться бомбы весом от 8 до 100 кг. Лётчик прицеливался через стрелковый оптико-коллиматорный прицел ПБП-1. Некоторые самолёты МиГ-3 вооружались реактивными снарядами РС-82.
Золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны героические подвиги советских лётчиков, летавших на МиГ-3, — самых быстроходных и самых высотных из серийных самолётов мира. На этой машине сражался трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, дважды Герои Советского Союза Б.Ф. Сафонов и С.П. Супрун, Герои Советского Союза К.К. Коккинаки, П. Ф. Стефановский и другие.
По предложению лётчика-испытателя С.П. Супруна, проводившего государственные испытания МиГ-3, из добровольцев лётчиков-испытателей, отлично знавших возможности самолёта, в июле 1941 года были сформированы два истребительных полка особого назначения. Они стали грозой немецких асов. Лётчики полка Супруна за день сбивали до семи фашистских самолётов.
Отличались удивительным героизмом и самопожертвованием боевые действия лётчиков войск противовоздушной обороны Москвы. В их умелых руках МиГ-3 был грозным оружием на всех высотах до 8000 м. Лётчик Катрич на МиГ-3 летом 1941 года в районе Клина таранил фашистский самолет-разведчик, Шумилов разрубил винтом истребитель Ме-109, Еремеев в ночном бою таранил четырехмоторный бомбардировщик.
Из 4200 немецких самолётов, совершивших налёты на Москву с 22 июля по 1 октября 1941 года, к городу прорвалось лишь 120. Более половины уничтоженных под Москвой самолётов противника были сбиты МиГами.
Всего было построено более 3300 этих замечательных самолётов. В 1942 году производство МиГов было прекращено. Мощностей заводов, выпускавших двигатели, не хватало. А они нужны были для штурмовиков Ил-2, и как раз такие, что стояли на МиГах. И если в истребительной авиации, кроме МиГов, существовали ещё ЛаГГи и Яки, то у штурмовиков дублёра не было. Это обстоятельство и решило судьбу МиГа. Оставшиеся в полках ВВС самолёты использовались на фронтах до 1943—1944 годов, а в ПВО — до конца войны.

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЛЁТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТРЕБИТЕЛЯ МиГ-3
Габариты, м:
     длина                  8,255
     размах крыла           10,2
Площадь крыла, м2           17,44
Профиль крыла               Кларк У-Н
Поперечное V крыла, град    6
Вес, кг:
     взлётный               3350
     пустого                2700
Скорость, км/ч:
     у земли                521
     на высоте 7000 м       640
Дальность полёта, км        820
Потолок, м                  12000

автор статьи Л.Эгенбург

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.  
Hosted by uCoz