В
мае 1941 года на одном из аэродромов США начались испытания нового тяжёлого
истребителя сопровождения, разработанного главным конструктором фирмы
«Ри-паблик» Александром Картвели. Они показали, что самолёт в основном
отвечает требованиям, предъявляемым к боевым машинам такого назначения.
После устранения обнаруженных недостатков истребитель, получивший обозначение
Р-47В «Тандерболт» («Удар молнии»), начали строить серийно и в 1942
году он стал поступать на вооружение частей авиации США, а затем Англии
и некоторых других стран союзников.
В ходе серийного выпуска самолёт несколько раз модифицировался. На истребитель,
не меняя основ его конструкции, ставились новые двигатели, дополнительные
топливные баки, менялась форма кабины пилота, увеличивалась площадь
крыла и т. д. Каждая модификация, принятая для постройки, получила свое
буквенное обозначение: «Р-47С», «Р-47D», Р-47М» и «Р-471N». Всего было
построено более 15,5 тысяч «Тандерболтов», в том числе 12,6 тысяч модификации
«Р-47D».
По прямому своему назначению истребителей сопровождения самолёты «Тандерболт»
начали активно использоваться в 1943 году. Летом этого года они прикрывали
бомбардировщики 8-й воздушной армии США при их налётах на Рур, побережье
Северного моря и Голландию. Нередко «Р-47D» применялись в качестве истребителей-бомбардировщиков
для ударов по наземным войскам. В этом случае они брали на подвески
две бомбы по 450 кг или 3 бомбы по 226 кг или ракетные снаряды.
Конструкция истребителя — цельнометаллическая. И хотя широко использовались
лёгкие алюминиевые сплавы, взлётный вес самолёта модификации «D» всё
же превышал шесть тонн, а модификации «Р-471N» — 9,5 тонны. Это был
самый тяжёлый одномоторный одноместный истребитель периода второй мировой
войны.
Самолёты основной модификации «Р-47D» выпускались с 18-цилиндровыми
двигателями воздушного охлаждения «Прат-Уитни Р-2800» взлётной мощностью
2 тыс. л.с. За счёт впрыска воды в цилиндры допускалось его кратковременное
форсирование в ходе воздушного боя до 2300 л.с. При сопровождении бомбардировщиков
дальность полёта (до 2200 км) достигалась благодаря подвеске 567-литрового
сбрасываемого бензобака. (Два основных мягких бака, размещённых под
кабиной пилота, имели общую ёмкость 1156 литров). На истребителях серии
«N», строившихся для сопровождения самолётов В-29, общая ёмкость бензобаков
достигала 4269 литров. Машины этой модификации имели и увеличенное крыло
с прямоугольными законцовками. Их дальность полёта достигала 3700 км.
Тяжёлые высотные «Тандерболты» в основном успешно прикрывали бомбардировщиков
дальнего действия от атак немецких и японских истребителей, если бои
завязывались на больших высотах. На малых же и средних высотах они уступали
им и в скорости и особенно в маневренности. Поэтому при действиях по
наземным целям «Р-47» всех модификации сами нуждались в прикрытии фронтовыми
истребителями.
Типовое вооружение «Тандерболтов» — 6 - 8 пулемётов калибра 12,7 мм
с боезапасом до 3400 патронов. Все пулемёты устанавливались в крыле
площадью 27,87 м2. В соответствии с основным назначением самолёты всех
модификаций имели оборудование для ночных полётов, кислородную аппаратуру,
антиобледенительные устройства.
Самолёты «Тандерболт» союзники относили к числу лучших одномоторных
истребителей сопровождения периода второй мировой войны. Их максимальная
скорость на высоте 10750 м достигала 648 км/час, а практический потолок
— 11250 м. Высоту 5 км истребители серии «Р-47D» набирали за 8,4 мин. |