Польские
лётчики сражались в небе второй мировой войны с самого её начала, 1
сентября 1939 года, а некоторые — и до победного мая 1945-го. Первые
страницы своей славной боевой истории они записали в трагические дни
сентябрьской кампании — Оборонительной войны Польши. То, что четыреста
боевых самолётов польских ВВС смогли противостоять многократно превосходящим
силам люфтваффе, свидетельствует об отваге их пилотов, выполнивших до
конца свой долг.
Среди этих четырёхсот самолётов было 120 ближних бомбардировщиков PZL
P-23 «Карась». Они наносили бомбовые атаки по механизированным колонам
вермахта, выполняли разведывательные полёты, обеспечивали связь. Со
2 по 16 сентября 1939 года польские лётчики выполняли на «Карасях» 164
боевых вылета, сбросили на гитлеровских захватчиков более 51 т бомб.
Активность польской авиации стала одной из главных неожиданностей для
немцев и существенно помешала их планам «молниеносной» войны...
Cоздавался
«Карась» на известной польской авиационной фирме PZL (Панстве заклады
летниче — Государственное авиационное объединение), организованной в
1928 году на базе Центральных авиационных мастерских в Варшаве. Конструктором
самолёта был Станислав Праусс, который начал работу над проектом осенью
1931 года. Основой его послужила незавершённая разработка конструкции
шестиместного пассажирского самолёта PZL-13.
Во второй половине 1932 года к работам над самолётом приступил доктор
технических наук Франтишек Миштал, назначенный заместителем Праусса.
Доктор Миштал решил применить на проектируемом самолёте крыло кессонной
конструкции, использовав свой патент, до этого апробированный при проектировании
крыла спортивного самолёта PZL-19.
Осенью 1932 года началось изготовление агрегатов прототипа, а затем
— статические испытания. Последние выявили недостаточную жёсткость конструкции
фюзеляжа. Необходимость доработок затянула статические испытания до
конца 1933 года.
Первый прототип самолёта, обозначенный как P-23/I, поднялся в воздух
в августе 1934 года. На нём был установлен двигатель «Бристоль Пегас»
II М мощностью 590 л.с., выпускавшийся в Польше по английской лицензии.
Испытательные полёты выявили ряд существенных недостатков: обзор пилота
и штурмана был недостаточен, а кабина из-за размещения бомб в фюзеляже
— тесной. Кроме того, задняя частью фюзеляжа в полёте сильно вибрировала.
С учётом этих замечаний был разработан второй прототип с обозначением
P-23/II. Для улучшения обзора на нём увеличили площадь остекления кабины,
а двигатель опустили вниз на 100 мм. Перемещение подвески бомб из фюзеляжа
под центроплан дало возможность перепроектировать кабину экипажа и сделать
ее просторнее. На центроплане были установлены щелевые предкрылки, изменена
конструкция элеронов и щитков, переделано остекление подфюзеляжной гондолы.
На обтекателях стоек основного шасси установили посадочные огни. Весной
1935 года второй прототип поднялся в воздух на аэродроме Океньче в Варшаве.
А 27 сентября 1935 года в очередном полёте P-23/II вошёл в плоский штопор
и разбился — весь экипаж погиб. К середине этого года был готов третий
прототип — P-23/III. На нём в очередной раз доработали кабину: кресло
пилота установили еще выше, благодаря чему обзор из кабины был признан
удовлетворительным. Новый капот, с обжатием задней части, позволил снизить
лобовое сопротивление. Кроме того, была использована гидравлическая
система управления пулемётом стрелка, опробованная ранее на больших
высотах и рекомендованная к установке на серийных самолётах. Представители
ВВС приняли этот вариант самолёта как прототип для серийного выпуска,
допустив его в производство под наименованием PZL P-23А «Карась».
Во второй половине 1935 года фирма PZL получила от ВВС заказ на 240
самолётов P-23А и ещё на 10 штук — в 1937 году, но так как лицензионные
двигатели «Пегас» IIМ имели многочисленные дефекты, было решено использовать
на «Карасях» двигатели Пегас VIII более отлаженные и мощные (680 л.с.).
В итоге самолёт P 23/III с двигателем «Пегас» VIII стал прообразом другой
модификации «Карася» — PZL II-23 B.
Изготовление серийных самолётов модификации А началось а июне 1935 года,
но из-за задержим с поставками двигателя «Пегас» II М они поступили
в строевые части польских ВВС только в июне 1936 года. В связи с дефектами
двигателя потолок этого типа «Карася» не превышал 3000 м. На серийных
P-23А установили автоматические предкрылки на зависающих кронштейнах
(вместо крепления в фиксированном положении, как было на прототипе).
Но в полёте предкрылки выдвигались слишком резко: в результате снижалась
управляемость самолёта, он сваливался на крыло, что приводило к резкой
потере высоты. После проведения исследований решили изменить угол установки
стабилизатора — это улучшило лётные качества самолёта, но привело к
уменьшению скорости полёта. В конце концов от предкрылков отказались,
и в дальнейшем самолёты выпускались без них.
«Караси» типа А имели двойное управление (ручка управления у штурмана
съёмная). После появления типа B все выпущенные ранее самолёты передали
в авиационные школы — в основном в Центр авиационной подготовки в Демблине.
Летом 1936 года изготовили первые серийные P-23B. До 1 июня следующего
года их выпустили уже 80 штук, а всего — 210. (Производство было завершено
в 1938 году.) «Караси» типа B отличались не только отсутствием предкрылков:
была незначительно модифицирована кабина, рули высоты имели роговые
компенсаторы. Несмотря на установку двигателя большей мощности, характеристики
самолёта этой модификации улучшились незначительно (за исключением потолка)
— из-за возросшего взлётного веса.
В 1937—1938 годах «Караси» модификации B поступили на вооружение 15
эскадрилий шести полков ВВС Польши. К 1 сентября 1939 года в строю находилось
120 самолётов PZL 11-23B «Карась», из них только на 80 были установлены
радиостанции. Ещё 25 «Карасей» модификации А использовались в Центре
авиационной подготовки в Демблине.
В 1936 году Праусс начал работу над проектом разведчика-бомбардировщика,
являющегося, в сущности, развитием «Карася», получившим в дальнейшем
наименование PZL P-46 «Сом». Но сначала для проверки конструкторских
решений был изготовлен экспериментальный самолёт, переделанный из первого
серийного экземпляра P-23B: установлено двухкилевое оперение, гондола
сделана убирающейся в фюзеляж, несколько изменен капот. Экспериментальный
проект разработал инженер Тадеуш Солтык, заменивший Праусса, начавшего
разработку проекта истребителя PZL-38 «Волк». Переделанный «Карась»
получил индекс P-42.
Другой экземпляр P-23 был использован для проведения испытаний металлического
трёхлопастного винта «Гамильтон Стандарт».
К весне 1936 года был также разработан экспортный вариант «Карася» с
двигателем «Гном-Рон» (930 л.с.), так как лицензия на выпуск двигателей
«Бристоль Пегас» не предусматривала их поставку на экспорт.
Документация на этот вариант «Карася» разрабатывалась под руководством
Генрика Малиновского. Больший вес мотора «Гном-Рон» привёл к удлинению
фюзеляжа — за счёт кабины экипажа. Самолёт получил обозначение P-43А.
В отличие от P-23 на этом самолёте устанавливались спереди два пулемета
и капот более простой формы. На P-43 был заказ от Болгарии, и к концу
1937 года Болгарские ВВС получили 12 самолётов. Эксплуатация подтвердила
их высокие лётные характеристики, и болгары заказали ещё 36 штук P-43,
но с двигателем «Гном-Рон» 14Н01 мощностью 980 л.с. Эта модификация
получила обозначение P-43B. В дальнейшем заказ был увеличен до 42 штук
со сроком поставки к лету 1939 года. Но в марте 1939-го, после оккупации
Чехословакии нимецкими войсками, готовые к отправке P-43 были временно
реквизированы для польских ВВС. Однако к сентябрю 1939 года 33 самолёта
было передало Болгарии, а остальные 9 штук были готовы к отправке и
погружены в вагоны 1 сентября.
1 сентября 1939 года боевые действия польских ВВС против вторгшихся
гитлеровцев начали истребители: в 5.30 утра Владислав Гныш сбил первый
в этой войне фашистский самолёт — «Дорнье-17». «Караси» же нанесли удары
по фашистам 2 сентября: VI отряд бригады бомбардировщиков атаковал механизированные
части танковой дивизии вермахта. Фашисты не ожидали активных действий
от польских бомбардировщиков — дороги были забиты техникой и грузовиками
с мотопехотой; движение, где было возможно шло в два ряда. Одну из таких
колон и бомбили «Караси» VI отряда, выведя из строя много техники и
живой силы врага.
Второй налёт на моторизованные части вермахта выполнила армейская авиация.
Удар по мотострелковому полку и противотанковому дивизиону гитлеровцев,
совершающих марш по шоссе Ченстохов — Радом, нанесли два звена «Карасей»
24-й эскадрильи, входящей в состав армии «Краков». Из-за недостаточной
протяжённости аэродрома Климонтово «Караси» вынуждены были взлететь
с нагрузкой из восьми 50-кллограммовых бомб каждый (но тем не менее
почти все 48 бомб попали в цель — фашисты понесли значительные потери
и были вынуждены остановиться.
2 сентября были совершены и первые бомбовые удары по территории фашистской
Германии. Их нанесли лётчики VI отряда бригады бомбардировщиков и 41-й
разведывательной эскадрильи армии «Модлин». Экипаж «Карася» 32-й эскадрильи
армии «Лодзь» уничтожил в воздухе самолёт-разведчик «Хеншель-126».
Так начиналась трагическая и для Польши, и для всего мира война. 17
дней польская авиация вела ожесточённые бои с фашистами. Всего в сентябрьских
боях погибло 112 «Карасей» — 90% наличного парка машин. Никакой другой
тип самолёта польских ВВС не понёс таких потерь.
17 сентября уцелевшие самолёты были эвакуированы в Румынию — более ста
машин, включая около 40 «Карасей» моделей А и B. |