Летом
1940 года поднялся в воздух опытный штурмовик-бомбардировщик (ШБ), разработанный
группой конструкторов, которыми руководил Павел Осипович Сухой. Проектирование
этого самолёта началось в 1938 году, когда даже военные специалисты
ещё недостаточно чётко представляли себе круг боевых обязанностей машин
для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя. Поэтому конструкторы
стремились обеспечить ШБ такие лётно-технические параметры, которые
позволяли бы использовать его и для уничтожения живой силы и техники
на поле боя и для ударов по коммуникациям и военным объектам противника
в его ближнем тылу.
По первым намёткам конструкция штурмовика предполагалась цельнометаллической.
Затем для экономии дефицитного в то время и ещё дорогого дюралюминия
было решено строить самолёт с максимально возможным применением дерева.
Так, фюзеляж типа полумонокок строился весь из дерева. Набор его шпангоутов
и четыре лонжерона со стрингерами были изготовлены из сосновых брусков.
Несущая обшивка фюзеляжа — из фанеры небольшой толщины.
Крыло с небольшим поперечным V, состоявшее из центроплана и отъёмных
консолей, оставлено цельнометаллическим. Стыки консолей с центропланом
закрывались дюралевыми лентами. Щитки из двух половин крепились к заднему
лонжерону крыла и были обшиты листами тонкого дюралюминия. Металлический
каркас элеронов обшивался полотном. Левый элерон был снабжен триммером
Свободно несущий стабилизатор и киль — цельнометаллические, симметричного
профиля. Обшивка рулей полотняная. Рули высоты имели управляемые триммеры.
Шасси ШБ — обычной схемы. Костыль убирался в обтекатель в конце фюзеляжа.
Главные стойки с тормозными колёсами убирались назад по потоку в центроплан
и закрывались створками заподлицо с нижним контуром крыла. При этом
колёса поворачивались на 90°
с помощью зубчатого зацепления. Такая оригинальная схема уборки стоек
шасси в дальнейшем неоднократно применялась советскими конструкторами
на различных типах самолётов, в том числе на истребителях Су-1, Су-3,
Су-7, на штурмовиках Су-6 и Ил-1О.
Разрабатывая новый самолёт, конструкторский коллектив стремился учесть
возможность использования производственниками самой прогрессивной по
тому времени технологии: многие узлы и детали из алюминиевых сплавов
выполнялись методом горячей штамповки или литья. Сварочные операции
были сведены к минимуму. Широко применялись в конструкции профили стандартного
типа. Все это облегчало поточное производство самолётов, снижало их
себестоимость.
Для повышения боевой живучести штурмовика его основные элементы защищались
специальными средствами. Внутренние полости топливных баков, например,
покрывались самозатягивающимся слоем специальной резины; кабины лётчика
и стрелка-радиста защищались бронеплитами.
Опытный образец штурмовика-бомбардировщика имел на вооружении шесть
скорострельных пулемётов ШКАС калибра 7,62 мм. Из них четыре были установлены
в консолях крыла, один — в башенной турельной установке и один — в нижней
люковой пулемётной установке. Башенный пулемёт в полёте до района цели
для лучшего обтекания воздухом закрывался специальным кожухом. При нормальном
взлётном весе 4500 кг на кассетных держателях во внутри фюзеляжном отсеке
подвешивалось до 600 кг бомб различного калибра.
По расчётам конструкторов, штурмовик-бомбардировщик с двигателем воздушного
охлаждения должен был развивать скорость у земли до 350 км/ч. Его дальность
полёта около 800 км, потолок до 8 тыс. м. Лётные испытания в основном
подтвердили расчётные данные. Самолёт показал хорошую устойчивость и
управляемость. Однако, как показали первые же крупные операции, проведённые
противниками в первый период второй мировой войны сочетать в одном самолёте
качества штурмовика и бомбардировщика (хотя экономически это и выгодно)
всё же не целесообразно. Штурмовику нужны более сильное бронирование,
стрелковое вооружение разного, в том числе крупного калибра, меньшая
высотность, но большая скорость у земли.
С учётом этих, продиктованных жизнью требований конструкторы приступили
к разработке специализированного самолёта — штурмовика под новый мощный
двигатель воздушного охлаждения М-71. В новом самолёте они использовали
ряд элементов, применённых в опытном ШБ. |