После самолётов «Сталь-2» и «Сталь-3», построенных в начале 1930-х гг., их было сделано около 200, конструктор А.И. Путилов продолжил свои удачные опыты с нержавеющей сталью. Очередной его проект, в котором основным конструкционным материалом являлась сталь марки «Энерж» и применялись различные методы контактной сварки, был самолёт «Сталь-5». Это был оригинальный пассажирский 18-местный самолёт схемы «летающее крыло» с двумя двигателями. Самолёт имел размах 23 м и площадь 120 м2. Проектирование было начато в 1933 г., а в начале 1934 г. был утверждён макет и сделан один пробный лонжерон крыла для статических испытаний. Лонжерон был выставлен в Политехническом музее, где он долгое время привлекал к себе всеобщее внимание. Для проверки схемы самолёта было решено построить летающую модель.
Самолёт «Сталь-5» был построен по схеме «летающего крыла» с двумя двигателями «Сальмсон» мощностью по 45 л.с. Каркас самолёта был вы полнен из стали «Энерж», обшивка крыла фанерная, а оперения — полотняная. Модель не вполне совпадала с проектной схемой «Сталь-5». Задняя кромка была почти прямая, а на концах были поставлены «шайбы» вертикального оперения. Вся задняя кромка, за исключением участка за кабиной, была занята элеронами и рулями высоты перевернутого профиля. В 1935 г. самолёт испытывался в полёте (лётчик В.В. Карпов). В результате испытаний выяснилось, что самолёт очень строг в пилотировании. Этим всё и закончилось. Было решено большой самолёт «Сталь-5» не строить, а ускорить постройку пятиместного (четыре пассажира и один лётчик) почтово-пассажирского самолёта «Сталь-11».
Его схема — низкоплан с двигателем М-100А мощностью 860 л.с. Конструкция самолёта своеобразна и не повторялась в других машинах. Фюзеляж и крыло были построены по типу монокока. В конструкции самолёта А.И. Путилову и его помощникам удалось хорошо сочетать каркас из стали «Энерж» с обшивкой из бакелитовой фанеры. Шпангоуты отличались исключительной ажурностью и лёгкостью и имели вид рам с высотой стенки 40 мм, с многочисленными отверстиями для облегчения и жёсткости. Крыло — двухлонжеронное с многочисленными стрингерами под обшивкой. К полкам лонжеронов были приклеены полосы шириной около 40 мм из бакелитовой фанеры. К этим же полосам была приклеена обшивка из того же материала. Сочетания нержавеющей стали с бакелитовой фанерой позволили получить очень лёгкую и жёсткую конструкцию. Процентное весовое соотношение этих материалов было таково: стали нержавеющей — 40%, бакелитовой фанеры — 30%. Поверхность самолёта получилась очень гладкой, без морщин и хлопунов.
Самолёт был построен к осени 1936 г. Он проходил испытания на колеёсах и лыжах, в том числе и в военном варианте скоростного разведчика. Лётные данные были отличными. Максимальная скорость достигала 430 км/ч, а высота до 8000 м. При взлётном весе 2700 кг самолёт брал почти тонну нагрузки. Было совершено около 300 полётов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЛЁТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «Сталь-11»
Страна-разработчик: СССР
Тип: опытный пассажирский
Экипаж, чел.: 1
Число пассажиров, чел.: 4
Двигатели: один ПД, М-100А
Мощность, л.с 860
Размах крыла, м2 21,50
Площадь крыла, м2 31,0
Длина самолёта, м 12,5
Масса: максимальная взлётная, кг 2700
пустого, кг 1830
Полной нагрузки, кг 970
Максимальная скорость у земли, км/ч 430
крейсерская, км/ч 370
Практический потолок, м 8000 |