В
конце 1940 года поднялся в воздух опытный истребитель, созданный конструкторским
бюро, которым руководил Павел Осипович Сухой. От других машин такого
же назначения самолёт Су-1 отличался тем, что его рассчитали под двигатель
М-105П мощностью 1100 л.с. оснащённый двумя турбокомпрессорами нагнетателями,
работавшими от его выхлопных газов. Турбокомпрессоры устанавливались
в бортах фюзеляжа за выхлопными патрубками. Помимо увеличения высотности
двигателя турбокомпрессоры должны были обеспечить и значительный прирост
скорости полёта на большой высоте.
Конструкция Су-1 — смешанная. Фюзеляж — деревянный типа полумонокок
из шпона и фанеры. Крыло — цельнодюралевое.
Схема Су-1 — общепринятая в те годы: моноплан с низкорасположенным крылом
площадью 19,0 м2. Вооружение — одна пушка калибра 23 мм и два скорострельных
пулемёта. Вес пустого самолёта 2495 кг, взлётный — 2875 кг. Во время
лётных испытаний истребитель развивал скорость у земли более 500 км/час,
а при работе турбокомпрессоров его скорость на высоте 10 тысяч м превысила
640 км/час. Посадочная — всего 111 км/час.
К сожалению, турбокомпрессоры ещё не были по настоящему доведены, часто
капризничали. Во многом из-за этого Су-1, как и его вариант — Су-3,
который отличался только меньшей площадью крыла (17,0 м2), не были приняты
в серийное производство.
Первый год войны с немецко-фашистскими захватчиками показал высокую
эффективность действий бронированных штурмовиков на поле боя. С учётом
этого опыта, конструкторский коллектив П.О. Сухого спроектировал и в
конце 1942 года построил опытный двухмоторный двухместный бронированный
штурмовик — Су-8 (ДДБШ).
Передняя часть фюзеляжа представляла собой бронекоробку, задняя часть
— обычный фанерный монокок. Оперение: каркас — дюралевый, обшивка —
полотно. Центроплан — полностью дюралевый. Лонжероны крыла (его площадь
60 м2) металлические. Для повышения живучести штурмовика в бою помимо
кабины лётчика и стрелка броневую защиту имели оба двигателя, бензо-
и маслобаки, маслорадиаторы.
Опытный штурмовик имел очень мощное вооружение. Под его фюзеляжем размещалась
батарея из 4 пушек калибра 37 мм. В каждой консоли крыла по 4 скорострельных
пулемёта ШКАС, в верхней стрелковой установке — крупнокалиберный пулемёт
и в нижней еще один ШКАС. Общий боезапас 5900 патронов и снарядов. Помимо
этого самолёт на внутренней подвеске нёс от 400 до 600 кг бомб. Взлётный
вес Су-8 колебался в зависимости от нагрузки от 12,5 до 13,3 тонны.
Вес пустого самолёта — 9180 кг.
С двумя двигателями АШ-71Ф взлётной мощностью по 2200 л.с. штурмовик
во время лётных испытаний, проводившихся в 1943 году, показал высокие
лётные качества. Его скорость у земли достигала 485 км/час, а на расчётной
высоте почти 550 км/час. |