Опыт
первых двух лет Великой Отечественной войны показал высокую эффективность
самолётов-штурмовиков, особенно в борьбе против немецко-фашистских механизированных
соединений. Подразделения Ил-2 оказывали действенную помощь наземным
войскам и в оборонительных и наступательных операциях. Но для нанесения
ударов по всей глубине обороны врага, в частности, по его коммуникациям,
что особенно важно в крупных наступательных операциях, нужен был штурмовик
с большей дальностью полёта.
Учитывая это, коллектив опытно-конструкторского бюро, возглавляемого
Павлом Осиповичем Сухим, в 1942 году начал разработку двухместного двухмоторного
бронированного штурмовика под двигатели воздушного охлаждения М-71Ф.
При его проектировании и постройке был максимально учтён опыт боевого
использования одномоторных Ил-2.
Через год опытный образец штурмовика, получившего обозначение Су-8-ДДБШ
(двухмоторный двухместный бронированный штурмовик) был построен. Он
имел очень мощное вооружение. В центральной батарее под фюзеляжем были
установлены четыре пушки калибром 45 мм с боезапасом по 50 снарядов
на каждую. Они предназначались для борьбы с механизированными соединениями
врага, получившими в частности, новейшие образцы бронетанковой техники.
Для поражения живой силы врага в двух консолях крыла установили по четыре
пулемёта ШКАС калибром 7,62 мм. Для отражения атак истребителей у стрелка-радиста
в верхней турели был установлен крупнокалиберный (12,7-мм) пулемёт,
а в люковой установке — скорострельный ШКАС.
Бомбардировочное вооружение Су-8 размещалось в шести специальных отсеках
центроплана на бомбодержателях. Каждый отсек вмещал одну бомбу весом
100 кг или несколько бомб меньшего калибра. В перегрузочном варианте
под фюзеляжем на наружной подвеске самолёт мог взять ещё три тяжёлых
бомбы. Общий же максимальный вес бомбовой нагрузки мог достигать 1400
кг.
При нормальном взлётном весе в 12413 кг дальность полёта штурмовика
превышала 600 км, а максимальная достигала 1500 км. Два мощных двигателя
(по 2200 л. с.) обеспечивали горизонтальную скорость полёта — 500 км/ч
у земли и 550 км/ч на расчётной высоте. Потолок штурмовика достигал
9000 м.
Конструкция Су-8 — смешанная. Носовая часть фюзеляжа выполнена целиком
из броневой стали толщиной от 4 до 15 мм; лобовые стёкла кабины лётчика
— из бронестекла толщиной 64 мм. Средний отсек фюзеляжа — из дюралюминия
с использованием брони для защиты стрелка радиста. Хвостовой отсек полумонококовой
конструкции был изготовлен из деревянного набора с фанерной обшивкой.
Броня общим весом 1680 кг защищала от огня стрелкового оружия противника,
в том числе крупнокалиберного, экипаж, двигатели, бензо- и маслобаки,
маслорадиаторы.
Однолонжеронное крыло площадью 60 м2 состояло из цельнометаллического
центроплана с мотогондолами и двух отъёмных консолей. Консоли с металлическими
лонжеронами и деревянными нервюрами обшивались фанерой. Поперечное V
консолей по нижней поверхности 7°. Кроме основного лонжерона в крыле
была поставлена металлическая стенка для крепления щитка (состоявшего
из четырёх секций) и элеронов. Левый элерон имел управляемый триммер.
Для лучшей устойчивости самолёта на больших углах атаки конструкторы
по носкам консолей установили автоматические предкрылки.
Оперение Су-8 состояло из цельнометаллического стабилизатора с рулями
обтянутыми полотном. На концах стабилизатора стояли шайбы, выполняющие
роль килей. Рули направления имели осевую и роговую компенсацию. На
левом руле размещался триммер.
Шасси штурмовика обычной схемы. Колёса убирались с помощью гидравлики
в мотогондолы.
Заводские и государственные испытания штурмовик Су-8 прошёл успешно.
Однако в серийное производство он не запускался. Наши войска уже подошли
к границам фашистской Германии и необходимость штурмовика с большим,
чем у Ил-2, радиусом действия практически отпала. |