Большинство
авиационных специалистов в конце двадцатых годов было убеждено, что
главными показателями боевых качеств бомбардировщиков являются грузоподъёмность
и дальность полёта, а скорость и потолок не так уже и важны. Эта точка
зрения имела своё основание. Скорость боевых машин других классов, в
том числе истребителей, росла в те годы очень медленно.
Развивая схему классического двухмоторного бомбардировщика ТБ-1, конструкторский
коллектив А.Н. Туполева создал великолепный для своего времени бомбардировщик
ТБ-3. Почти одновременно с завершением работы по этому самолёту, коллектив
проектировал шестимоторный бомбардировщик ТБ-4 и готовил расчёты для
ещё более мощных машин такой же схемы, вплоть до двенадцатимоторных.
По своей схеме и конструкции новый тяжёлый бомбардировщик (АНТ-16) принципиально
не отличался от самолёта ТБ-3. Другими были, естественно, размеры машины,
размещение двигателей, планировка фюзеляжа. В соответствии с расчётной
боевой нагрузкой (4 тонны в нормальном и 10 тонн в перегрузочном варианте)
в фюзеляже ТБ-4 было оборудовано два бомбовых отсека длиной 5 м и шириной
1,8 м каждый. Таких больших отсеков не имел тогда ни один бомбардировщик
в мире.
Летом 1933 года самолёт-гигант с крылом площадью 422 м2 и нормальным
взлётным весом в 33280 кг (вес пустого 21 400 кг) поднялся в воздух.
Испытывали его известные в те годы лётчики Громов, Нюхтиков, Рязанов
и Стефановский. Машина в целом отвечала требованиям своего времени,
но ожидаемых лётных качеств не показала из-за того, что пришлось устанавливать
безредукторные двигатели М-34 мощностью по 750/830 л.с., а не тысячесильные
с редукторами, как предполагалось. Скорость бомбардировщика 200 км/час,
потолок 2750 м, радиус действия около одной тысячи километров.
Самолёт ТБ-4 серийно не строился. Однако его проектирование и постройка
обогатили опыт конструкторского коллектива. На основе этой машины, с
использованием большей половины её частей и узлов через год был создан
знаменитый «летающий агитатор» — самолёт АНТ-20 «Максим Горький». Он
был самым большим в мире самолётом. |