В
1937 году начались испытания четырёхмоторного тяжёлого бомбардировщика
АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8), В первых же полетах он показал высокие качества,
и предполагалось, что эта машина станет основной в бомбардировочном
парке ВВС страны, для сопровождения групп этих бомбардировщиков, которые
должны наносить удары по объектам в глубоком тылу противника, требовались
истребители прикрытия большого радиуса действия.
Разработка такого истребителя сопровождения была поручена конструкторскому
бюро, возглавляемому Н.Н. Поликарповым. Коллектив стремился в короткий
срок выполнить задание, и уже в первой половине 1941 года опытный экземпляр
самолёта, получившего обозначение ТИС (тяжёлый истребитель сопровождения),
был готов к полётам. Конструкция этого двухместного моноплана — цельнометаллическая.
Он оснащался двумя двигателями жидкостного охлаждения АМ-37 мощностью
по 1700 л.с. Его крыло площадью 34,85 м2 имело автоматические предкрылки
и посадочные щитки.
В соответствии с основным назначением — охрана и сопровождение бомбардировщиков
на большие расстояния и, соответственно, ведение боя с истребителями
противника — ТИС имел мощное бортовое вооружение. На самолёте было установлено
для ведения огня вперёд четыре 7,62 мм пулемёта (по 1000 патронов на
каждый), два 12,7 мм пулемёта (по 400 патронов) и две 20 мм пушки (по
350 снарядов на ствол). Для обороны задней полусферы второй член экипажа
имел две подвижные установки пулемётов ШКАС.
При использовании самолёта для действий по наземным целям конструкторы
предусмотрели возможность наружной подвески бомб и реактивных снарядов
общим весом до одной тонны. Запас горючего в 2430 литров обеспечивал
дальность полёта до 1720 км. Вес пустого самолёта — 6281 кг, нормальный
взлётный — 8969 кг.
По расчётам конструктора ТИС должен был развивать скорость у земли 502
км/час, на высоте 7400 м — 635 км/час. Практический потолок самолёта
— 10250 м — обеспечивал прикрытие бомбардировщиков на любой высоте их
полёта.
Лётные испытания, проходившие в первые месяцы начавшейся Великой Отечественной
войны, в основном подтвердили расчётные данные. Однако задачи на фронте
успешно решали более дешёвые одномоторные истребители и штурмовики.
Дальнебомбардировочная авиация действовала в основном ночью, а производство
дорогостоящих ТБ-7 вскоре было прекращено. В дальнейшем же сопровождение
бомбардировщиков обеспечивали одномоторные истребители Як-9Д и Як-9ДД.
Поэтому ТИС серийно не строились.
Конструкторский коллектив в 1944 гору создал второй многоцелевой вариант
самолёта. Опытный экземпляр этого варианта, обозначенного ТИС-МА, был
оснащён двумя двигателями АМ-39, для повышения эффективности действий
по наземным войскам врага его вооружение было усилено. Однако доводить
новый самолёт до серийного производства во второй половине 1944 гола
уже не было необходимости. К этому времени исход войны определился и
было ясно, что на последнем этапе войны наша боевая авиация сможет успешно
выполнить стоящие перед ней задачи на уже выпускавшихся промышленностью
в массовых количествах штурмовиках Ил-2 и Ил-10, бомбардировщиках Пе-2,
Ту-2, Ил-4, истребителях С.А. Лавочкина и А.С. Яковлева. |