РУЛЬ ВЫСОТЫ "главная"
 
Бомбардировщик Ту-10 ("68")
 
 
 
Оценивая возможный ход операций на завершающем этапе Великой Отечественной войны, представители Военно-Воздушных Сил страны внесли предложение на базе хорошо зарекомендовавшего себя и успешно освоенного личным составом частей бомбардировщика Ту-2 создать ещё более скоростной фронтовой бомбардировщик. Предложение было принято. Конструкторский коллектив, возглавляемый Андреем Николаевичем Туполевым, в очень короткий срок спроектировал и к первомайскому празднику 1945 года построил первый экземпляр опытного самолёта «68», получившего затем обозначение Ту-10.
На бомбардировщике установили новые двигатели водяного охлаждения АМ-39ФНВ мощностью, по 1850 л.с. с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Водяные радиаторы разместили в носовой части фюзеляжа. Фонарь носовой части центроплана, в соответствии с пожеланиями экипажей, выполняющих боевые задания на серийных Ту-2, на самолёте «68» был сделан несколько шире, что улучшило обзор и лётчику, и штурману.
Изменения, внесённые в конструкцию и компоновку самолёта, себя оправдали. Испытания, которые начал лётчик А. Перелет, выполнивший в мае 1945 года первый полёт на опытном бомбардировщике, практически подтвердили основные расчёты конструкторов. Самолёт «68» на высоте 7100 м показал скорость 635 км/ч, что почти на 90 км/ч больше, чем у Ту-2. Высоту в 5 тыс. м он набирал за 11,1 мин. Его практический потолок достигал 9800 м, а дальность полёта — 1660 км. Нормальный взлётный вес опытной машины 11370 кг, бомбовая нагрузка 1000 кг.
Во время государственных испытаний экипажу «68» пришлось совершить посадку с убранным шасси. После ремонта на самолёте использовали трёхлопастные винты нового типа и испытания были продолжены. В заключении говорилось, что бомбардировщик «68» отвечает предъявленным требованиям и при устранении выявленных в ходе испытаний недостатков может быть принят на вооружение.
Конструкторский коллектив согласился с замечаниями испытателей и не только устранил выявленные недостатки, но и внёс дополнительные изменения. На бомбардировщик установили новые двигатели АМ-39 ФН-2 и четырёхлопастные флюгерные воздушные винты, несколько увеличили площадь вертикального оперения и т. д. В результате лётные и эксплуатационные качества машины ещё улучшились. При той же максимальной скорости практический потолок увеличился до 10450 м, для набора 5000 м высоты стало достаточно десяти минут.
Завершение испытаний улучшенного варианта экземпляра бомбардировщика практически совпало с окончанием второй мировой войны. Доводить самолёт до серийного строительства уже не было смысла, к тому же уже широко велись научно-конструкторские работы над более перспективными боевыми машинами с реактивными двигателями. Таким образом самолёт Ту-10 (68) оказался в нашей авиации последним фронтовым бомбардировщиком с поршневыми двигателями. Эта машина затем стала исходным вариантом реактивного бомбардировщика Ту-12 (77).
Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.  
Hosted by uCoz