РУЛЬ ВЫСОТЫ "главная"
 
Бомбардировщик Ту-2 (АНТ-58 — АНТ-60)
 
 
 
Группа конструкторов, возглавляемая Андреем Николаевичем Туполевым, весной 1939 года начала разрабатывать проект трёхместного (лётчик и два стрелка) фронтового пикирующего бомбардировщика. Основные параметры нового двухдвигательного самолёта и ожидаемые лётно-технические данные были одобрены. Проектирование, а затем постройка опытного экземпляра под условным обозначением «103» или АНТ-58 (по числу самолётов, разработанных к началу 1940 года под руководством А.Н. Туполева) пошла ещё быстрее. В январе 1941 года бомбардировщик был построен и совершил первый полёт.
Всесторонние лётные испытания показали, что при некоторых доработках диапазон и эффективность боевого применения самолёта «103» можно значительно расширить. Для этого, в частности, необходимо ввести в состав экипажа штурмана, разместив его в одной кабине с пилотом.
С учётом замечаний и предложений, внесённых во время испытаний, конструкторы разработали второй вариант бомбардировщика, который получил обозначение 103-У (АНТ-59). Мидель фюзеляжа был увеличен, его носовая часть перекомпонована. В ней разместились и лётчик, и штурман. Места стрелка-радиста и хвостового стрелка несколько расширили. Увеличение миделя фюзеляжа несколько ухудшило аэродинамику самолёта. Но при этом его максимальная скорость достигала 610 км/час, то есть была выше, чем не только у фашистских бомбардировщиков, но и истребителей.
Однако и эту модификацию бомбардировщика передать в массовое производство не удалось. В начале войны завод, выпускавший АМ-37, был переключён на производство двигателей АМ-38 для штурмовиков Ил-2. Конструкторы вынуждены были модифицировать самолёт под серийные двигатели воздушного охлаждения АШ-82. Опытный экземпляр бомбардировщика с такими двигателями получил обозначение 103В (АНТ-60), а в серийном производстве — Ту-2.
Осенью 1942 года первый полк Ту-2, которым командовал майор М. Васякин, с заводского аэродрома вылетел на фронт. Затем начал действовать целый корпус под командованием генерала И. Скока, целиком вооружённый новыми самолётами. Поддерживая наземные войска, экипажи «Ту-2» наносили мощные удары по войскам и укреплённым пунктам гитлеровцев. Тяжёлые, 1000-килограммовые бомбы, метко сброшенные с Ту-2, разрушали самые прочные укрепления врага.
Фронтовые испытания ещё раз подтвердили высокие качества нового бомбардировщика. В отчёте о них подчеркивалось, что «...в самолёте Ту-2 с моторами М-82 правильно разрешена тактическая схема современного бомбардировщика. Положительными качествами являются: большая бомбовая нагрузка при достаточном радиусе действия; ...хорошая схема оборонительного огня; возможность полёта на одном моторе; лёгкость освоения лётным составом...» Но сложившаяся к началу 1943 года обстановка требовала увеличения производства в первую очередь штурмовиков и истребителей. Самолёт Ту-2 был временно снят с серийного производства, а завод, строивший бомбардировщики, начал выпускать истребители. Этот временный перерыв конструкторский коллектив, возглавляемый А.Н. Туполевым, использовал для дальнейшего совершенствования Ту-2 и разработки его новых модификаций.
Анализ материалов испытаний, освоения Ту-2 в серийном производстве и опыта применения бомбардировщика на фронте показал, что самолёт может быть ещё улучшен, а технология производства упрощена. Конструкторы сумели почти на 20% снизить трудоёмкость самолёта, что особенно важно было в годы войны, и в то же время значительно повысить его надёжность и живучесть. Новая модификация бомбардировщика, который вновь в 1943 году начал выпускаться серийно, получила обозначение Ту-2ВС (то есть Туполев-второй войсковой стандартный).
Конструкция Ту-2ВС цельнометаллическая. Лишь каркас рулей и элеронов обшит полотном. Фюзеляж полумонокок стрингерного типа. Крыло площадью 48,8 м2 высокорасположенное. Это позволило сделать более вместительным бомбовый отсек. В крыле размещены протектированные баки, вмещающие 2100 кг бензина. Разнесённое хвостовое оперение улучшило стрелку-радисту и стрелку условия для наблюдения за задней полусферой и обороны от атак истребителей. Вес пустого самолёта 8260 кг, нормальный взлётный — 10380 кг, максимальный — 11300 кг, С двигателями АШ-82ФН мощностью по 1850 л.с. максимальная скорость Ту-2ВС достигала 547 км/час, потолок 9500 м. Дальность полёта с нормальной нагрузкой 2100 км. Посадочная скорость — 150 км/час. Разбег — 516 м, пробег — 640 м.
Бомбардировщик имел сильное бортовое вооружение. В дополнение к 20-мм пушкам, установленным в корневой части крыла, из которых огонь вёл лётчик, в кабинах штурмана, стрелка-радиста и воздушного стрелка ставились крупнокалиберные (12,7-мм) пулемёты.
На базе модели Ту-2ВС конструкторский коллектив разработал ещё несколько модификаций этого самолёта. Для авиации дальнего действия, например, строился Ту-2 с увеличенным на 3,14 м размахом крыла (до 22 м) и на 600 км большей дальностью полёта. В апреле 1944 года совершил первый полёт Ту-2, получивший дополнительное обозначение АНТ-63СДБ. Машины этой модификации вновь с двигателями жидкостного охлаждения АМ-39ФНВ мощностью 1850 л.с. за счёт лучшей аэродинамики показали скорость до 645 км/час и дальность 1830 км. На базе этой машины в дальнейшем был создан истребитель-перехватчик Ту-1, оснащённый (впервые в СССР) радиолокационной станцией.
Последний раз конструкторы вернулись к Ту-2 в 1947 году, создав на его основе первый в нашей стране фронтовой бомбардировщик с турбореактивными двигателями. Этот самолёт получил обозначение Ту-12.
За годы войны было построено 2527 самолётов Ту-2 различных модификаций. Части, оснащённые этими самолётами, внесли весомый вклад в успешное завершение многих крупных операций последнего периода войны с фашистской Германией. Весьма эффективной была их помощь наземным войскам при штурме Кенигсберга и Берлина.
Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.  
Hosted by uCoz