Группа
конструкторов, возглавляемая Андреем Николаевичем Туполевым, весной
1939 года начала разрабатывать проект трёхместного (лётчик и два стрелка)
фронтового пикирующего бомбардировщика. Основные параметры нового двухдвигательного
самолёта и ожидаемые лётно-технические данные были одобрены. Проектирование,
а затем постройка опытного экземпляра под условным обозначением «103»
или АНТ-58 (по числу самолётов, разработанных к началу 1940 года под
руководством А.Н. Туполева) пошла ещё быстрее. В январе 1941 года бомбардировщик
был построен и совершил первый полёт.
Всесторонние лётные испытания показали, что при некоторых доработках
диапазон и эффективность боевого применения самолёта «103» можно значительно
расширить. Для этого, в частности, необходимо ввести в состав экипажа
штурмана, разместив его в одной кабине с пилотом.
С учётом замечаний и предложений, внесённых во время испытаний, конструкторы
разработали второй вариант бомбардировщика, который получил обозначение
103-У (АНТ-59). Мидель фюзеляжа был увеличен, его носовая часть перекомпонована.
В ней разместились и лётчик, и штурман. Места стрелка-радиста и хвостового
стрелка несколько расширили. Увеличение миделя фюзеляжа несколько ухудшило
аэродинамику самолёта. Но при этом его максимальная скорость достигала
610 км/час, то есть была выше, чем не только у фашистских бомбардировщиков,
но и истребителей.
Однако и эту модификацию бомбардировщика передать в массовое производство
не удалось. В начале войны завод, выпускавший АМ-37, был переключён
на производство двигателей АМ-38 для штурмовиков Ил-2. Конструкторы
вынуждены были модифицировать самолёт под серийные двигатели воздушного
охлаждения АШ-82. Опытный экземпляр бомбардировщика с такими двигателями
получил обозначение 103В (АНТ-60), а в серийном производстве — Ту-2.
Осенью 1942 года первый полк Ту-2, которым командовал майор М. Васякин,
с заводского аэродрома вылетел на фронт. Затем начал действовать целый
корпус под командованием генерала И. Скока, целиком вооружённый новыми
самолётами. Поддерживая наземные войска, экипажи «Ту-2» наносили мощные
удары по войскам и укреплённым пунктам гитлеровцев. Тяжёлые, 1000-килограммовые
бомбы, метко сброшенные с Ту-2, разрушали самые прочные укрепления врага.
Фронтовые испытания ещё раз подтвердили высокие качества нового бомбардировщика.
В отчёте о них подчеркивалось, что «...в самолёте Ту-2 с моторами М-82
правильно разрешена тактическая схема современного бомбардировщика.
Положительными качествами являются: большая бомбовая нагрузка при достаточном
радиусе действия; ...хорошая схема оборонительного огня; возможность
полёта на одном моторе; лёгкость освоения лётным составом...» Но сложившаяся
к началу 1943 года обстановка требовала увеличения производства в первую
очередь штурмовиков и истребителей. Самолёт Ту-2 был временно снят с
серийного производства, а завод, строивший бомбардировщики, начал выпускать
истребители. Этот временный перерыв конструкторский коллектив, возглавляемый
А.Н. Туполевым, использовал для дальнейшего совершенствования Ту-2 и
разработки его новых модификаций.
Анализ материалов испытаний, освоения Ту-2 в серийном производстве и
опыта применения бомбардировщика на фронте показал, что самолёт может
быть ещё улучшен, а технология производства упрощена. Конструкторы сумели
почти на 20% снизить трудоёмкость самолёта, что особенно важно было
в годы войны, и в то же время значительно повысить его надёжность и
живучесть. Новая модификация бомбардировщика, который вновь в 1943 году
начал выпускаться серийно, получила обозначение Ту-2ВС (то есть Туполев-второй
войсковой стандартный).
Конструкция Ту-2ВС цельнометаллическая. Лишь каркас рулей и элеронов
обшит полотном. Фюзеляж полумонокок стрингерного типа. Крыло площадью
48,8 м2 высокорасположенное. Это позволило сделать более вместительным
бомбовый отсек. В крыле размещены протектированные баки, вмещающие 2100
кг бензина. Разнесённое хвостовое оперение улучшило стрелку-радисту
и стрелку условия для наблюдения за задней полусферой и обороны от атак
истребителей. Вес пустого самолёта 8260 кг, нормальный взлётный — 10380
кг, максимальный — 11300 кг, С двигателями АШ-82ФН мощностью по 1850
л.с. максимальная скорость Ту-2ВС достигала 547 км/час, потолок 9500
м. Дальность полёта с нормальной нагрузкой 2100 км. Посадочная скорость
— 150 км/час. Разбег — 516 м, пробег — 640 м.
Бомбардировщик имел сильное бортовое вооружение. В дополнение к 20-мм
пушкам, установленным в корневой части крыла, из которых огонь вёл лётчик,
в кабинах штурмана, стрелка-радиста и воздушного стрелка ставились крупнокалиберные
(12,7-мм) пулемёты.
На базе модели Ту-2ВС конструкторский коллектив разработал ещё несколько
модификаций этого самолёта. Для авиации дальнего действия, например,
строился Ту-2 с увеличенным на 3,14 м размахом крыла (до 22 м) и на
600 км большей дальностью полёта. В апреле 1944 года совершил первый
полёт Ту-2, получивший дополнительное обозначение АНТ-63СДБ. Машины
этой модификации вновь с двигателями жидкостного охлаждения АМ-39ФНВ
мощностью 1850 л.с. за счёт лучшей аэродинамики показали скорость до
645 км/час и дальность 1830 км. На базе этой машины в дальнейшем был
создан истребитель-перехватчик Ту-1, оснащённый (впервые в СССР) радиолокационной
станцией.
Последний раз конструкторы вернулись к Ту-2 в 1947 году, создав на его
основе первый в нашей стране фронтовой бомбардировщик с турбореактивными
двигателями. Этот самолёт получил обозначение Ту-12.
За годы войны было построено 2527 самолётов Ту-2 различных модификаций.
Части, оснащённые этими самолётами, внесли весомый вклад в успешное
завершение многих крупных операций последнего периода войны с фашистской
Германией. Весьма эффективной была их помощь наземным войскам при штурме
Кенигсберга и Берлина. |