Основным
военно-транспортным самолётом гитлеровской авиации в годы второй мировой
войны был сконструированный инженером Зинделем трёхмоторный Юнкерс «Ю-52»,
прозванный немцами «железная Ани». На этих машинах фашистские экипажи
летом 1936 года перебросили из Марокко в Южную Испанию 9000 солдат и
офицеров генерала Франко, 44 полевых орудия и другое военное снаряжение.
В первые годы второй мировой войны «Ю-52» широко использовались для
высадки воздушных десантов в Дании, Норвегии, Бельгии, Голландии, на
острове Крит, для снабжения своих войск, находившихся на оккупированной
территории, и вывозки из этих стран награбленного добра. Иные задачи
частям «Ю-52» пришлось решать на советско-германском фронте. Здесь они
несли весьма чувствительные потери.
Во время Сталинградской операции советские лётчики и зенитчики с 23
ноября 1942 по 2 февраля 1943 года уничтожили 266 «Ю-52», направляющихся
с грузами для окружённой 6-й армии Паулюса. Потери эти были столь велики,
что сами немецкие лётчики называли отправлявшиеся в рейс экипажи транспортных
машин «смертниками». И это понятно. На свой аэродром из больших групп
возвращались лишь единицы. Например, 11 декабря 1942 года советские
истребители, атаковав в районе Большие Чепурники группу из 16 «Ю-52»,
сбили 15 из них.
Конструкция «Ю-52» цельнометаллическая с гофрированной обшивкой фюзеляжа,
крыла и оперения. Четырёхлонжеронное крыло площадью 110,5 м2 включало
небольшой центроплан, к которому крепилось шасси, и две отъёмные консоли
с моторными установками.
Фюзеляж с силовым форменным каркасом из алюминиевых профилей имел по
длине два разъёма. Его центральную часть занимала грузовая кабина объёмом
19,6 м3, рассчитанная на перевозку 15 — 18 человек или 2370 кг груза.
Пирамидальное шасси с масляно-пневматической амортизацией в полёте не
убиралось.
Выпускавшиеся в годы войны самолёты «Ю-52/3М» оснащались тремя 9-цилиндровыми
моторами «БВМ.132», мощностью (в зависимости от их модификаций) от 660
до 830 л.с. Винты на различных вариантах ставились двух- и трёхлопастные
металлические фиксированного шага. Максимальная скорость самолёта 280
км/ч.
Стандартное вооружение военно-транспортного варианта «Ю-52» состояло
из трёх пулемётов калибра 7,9 мм. Один устанавливался на верхней открытой
турели, два на карданных установках по бортам фюзеляжа. На «юнкерсах»
последних выпусков ставился 13-мм турельный пулемёт.
Фирма «Юнкерс» поставила вермахту около 5 тыс. «Ю-52», в том числе за
годы войны 3225 самолётов. Большинство из них было уничтожено на советско-германском
фронте. В послевоенный период ещё около 570 машин этого типа построили
авиазаводы Франции и Испании. |