В
музее ОКБ Яковлева на почётном месте стоит маленький красный самолётик.
Это УТ-1 — одна из первых машин, которая была построена конструкторским
коллективом на производственной базе бывшей кроватной мастерской.
Одноместный спортивно-тренировочный моноплан УТ-1 или АИР-14, как он
первоначально назывался, впервые поднялся в небо в 1935 году. Задуманный
как переходный тренировочный самолёт для подготовки лётчиков, УТ-1 полностью
оправдал надежды своих создателей.
Небольшая по размерам, несложная по конструкции, дешёвая в производстве
и эксплуатации, машина развивала скорость до 257 км/ч и по характеристикам
устойчивости и управляемости приближалась к И-16, основному истребителю
наших ВВС в 30-х годах.
УТ-1 отлично зарекомендовал себя и как спортивная машина, на которой
советские авиационные спортсмены установили ряд рекордов. Так, в 1937
году УТ-1 вышли победителями в воздушной гонке по маршруту Москва—Севастополь—Москва
протяжённостью более 2800 км. Первое место в этих соревнованиях среди
двухместных самолётов занял УТ-2, созданный также в коллективе, руководимом
А.С. Яковлевым.
Маленький, юркий УТ-1 стал непременным участником всех воздушных праздников.
Лётчики-спортсмены Осоавиахима с неизменным успехом демонстрировали
перед многочисленными зрителями столичного Тушинского аэродрома свое
мастерство в высшем пилотаже и групповых полётах. Были установлены мировые
рекорды и по классу лёгких гидросамолётов (вариант УТ-1 на поплавках).
Среди них рекорды скорости и дальности полёта Д. Федосеева и Ю. Пионтковского.
Скорость 197,271 км/ч на базе 100 км для лёгких гидросамолетов 23 сентября
1938 г. достигла лётчица Центрального аэроклуба Е. Медникова. Этот мировой
рекорд, как особо трудный, ФАИ отметила специальным дипломом.
Ещё один интересный факт из биографии УТ-1. В самом начале Великой Отечественной
войны эти самолёты в качестве лёгких штурмовиков принимали участие в
боевых действиях против врага.
Теперь о конструкции. Фюзеляж форменный, сварной из тонкостенных стальных
трубок. На каркас навешивается набор из деревянных реек и диафрагм,
обшитых фанерой и полотном.
Крыло — тонкого профиля, полностью деревянное, двухлонжеронное. Поверх
деревянных нервюр на клею и гвоздях крепится фанерная обшивка. Поверхность
крыла поэтому получается исключительно ровной и гладкой. И только элероны
и часть крыла за задним лонжероном имеют обшивку из полотна.
Оперение обычной схемы. Каркасы стабилизатора, киля и рулей — дюралюминиевые.
Обшивка — дюралюминий и полотно.
Шасси — трёхопорное, с хвостовым рессорным костылём. Основные стойки
— пирамидальной схемы с вильчатым креплением колёс. Амортизация — пластинчатая,
резиновая. Колёса шасси — нетормозные.
Поршневой пятицилиндровый звездообразный мотор М-11 различных модификаций,
в основном М-11Г и М-11Е; системы питания, контроля и управления им
составляют силовую установку машины.
Воздушный винт — деревянный, фиксированного шага.
В кабине пилота — сиденье с чашкой под парашют, приборная доска с минимально
необходимым количеством приборов и ручек управления. Поскольку машина
оснащалась малокалиберным пулемётом для тренировки в воздушных стрельбах,
на козырьке над приборной доской стоял простейший коллиматорный прицел,
а на ручке управления — спусковая гашетка пулемёта.
Окраска УТ-1 была различной; наиболее типичной — кремовая или белая
с красными полосами и отводками. |