Помимо работ по истребителям, Н.Н. Поликарпов занимался проектированием семейства самолётов универсального назначения. В начале 1930-х гг. стало ясно, что с повышением мощности двигателей и улучшением аэродинамики возможно создать двухмоторный самолёт, не уступающий в скорости одномоторным истребителям. В конце 1935г. он приступил к поставленной задаче. По его представлению, самолёт должен быть двухмоторным трёхместным монопланом с гладкой металлической обшивкой и убирающимся шасси. Были разработаны два варианта с различными двигателями: с мощным и тяжёлым М-34ФН и более лёгким и менее мощным М-103. Также возник вопрос: самолёт какого назначения надо строить в первую очередь — штурмовик (ВТ), ближний бомбардировщик (СВБ) или многоместный пушечный истребитель (МПИ)?
После обсуждения проектов было решено строить СВБ и МПИ с двигателями М-103. Но вскоре командование ВВС сочло, что СВБ им не нужен, так как есть неплохой бомбардировщик СБ. Поэтому в качестве первого экземпляра решили выпустить МПИ-1. К тому времени в ОКБ Шпитального была создана 37-мм авиационная пушка К-37. Поликарпов решил установить их в центроплане крыла, по одной вблизи фюзеляжа. Дополнительно в кабине штурмана была установлена подвижная пушка ШВАК. С таким вооружением самолёт мог использоваться и как истребитель, и против бронированных наземных целей, особенно танков. Поэтому по указанию Поликарпова обозначение МПИ-1 заменили на ВИТ-1 — «воздушный истребитель танков».
В конце августа 1937г. самолёт ВИТ-1 был построен. Но так как пушки К-37 ещё только проходили испытания, их на машину не поставили, и самолёт выпустили на испытания в варианте бомбардировщика СВБ с бомбоотсеком на 1000кг. Первый полёт на нём выполнил лётчик-испытатель В.П. Чкалов 31 октября 1937г. В третьем полёте на месте наблюдателя в воздух поднялся сам Н.Н. Поликарпов. Самолёт во время испытаний неоднократно возвращали на завод для доработок. После установки пушек К-37 самолёт передали в НИИ авиационного вооружения. Выяснилось, что пушки имеют дефекты и нуждаются в доработке. К этому времени был построен второй, более совершенный экземпляр самолёта ВИТ-2. Самолёт по сравнению с первой машиной имел двухкилевое оперение. 11 мая 1938г. В.П. Чкалов совершил на нём первый полёт. С двигателями М-105 на ВИТ-2 была достигнута скорость 513 км/ч . На испытаниях доводился не столько самолёт, сколько двигатели, которые сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне.
Самолёт с неплохими лётными данными в серию так и не запустили. На госиспытаниях он показал скорость ниже, чем на заводских испытаниях. Тем более что при пикировании самолёта наблюдалась вибрация хвостового оперения. Самолёт был возвращён на завод, где в конструкцию внесли некоторые изменения. Опустили хвостовую часть фюзеляжа, усилили крепления стабилизатора, поставили более толстую обшивку. После доработок самолёт вновь начал проходить испытания. В апреле 1939г. комиссия наркомата констатировала, что ВИТ-2 прошёл госиспытания и рекомендован для серийного производства в варианте бомбардировщика. Намечалась его постройка на заводе №124 в Казани, но там в то время налаживали производство бомбардировщиков ТБ-7. К тому же технология производства там уже устарела для такой новой машины. Вплоть до лета 1939г. вопрос о заводе для серийной постройки ВИТ-2 так и не был окончательно решён. Существенно осложнило доработку и совершенствование самолёта ВИТ-2 его не включение наркоматом (по непонятным причинам) в перечень плановых работ на 1939г. Самолёт ВИТ-2 в 1939г. участвовал в воздушном параде над Красной площадью и в Тушине. |