Конструкторский
коллектив, возглавляемый А.С. Яковлевым, в предвоенные годы создал несколько
типов лёгких самолётов, отличавшихся хорошими аэродинамическими формами,
оптимальным сочетанием размеров, веса и мощности двигателя. На этих
машинах советские лётчики установили более десятка мировых рекордов
высоты и скорости полёта для машин соответствующих весовых категорий.
Опираясь на накопленный опыт, А.С. Яковлев решил разработать двухмоторный
бомбардировщик, который обладал бы потолком и скоростью не меньшими,
чем лучшие зарубежные истребители. Это позволило бы экипажам выполнять
боевые задания на принципе внезапности.
Для бомбардировщика была избрана схема низкоплана разнесённым хвостовым
оперением. При проектировании учитывались требования массового производства,
возможность выпуска машины без серьёзных изменений технологии в вариантах
разведчика и истребителя. Машина рассчитывалась под два серийных двигателя
жидкостного охлаждения М-103 мощностью 960 л.с.
Конструкция самолёта, получившего заводское обозначение «№ 22» (затем
Як-2) — смешанная. Крыло двухлонжеронное с гладкой фанерной обшивкой.
Средняя часть фюзеляжа, составлявшая одно целое с крылом, также целиком
из дерева. Хвостовая часть фюзеляжа — ферменная, из стальных труб, обшивалась,
как и рули, полотном.
Для достижения высокой максимальной скорости конструкторы много внимания
уделили совершенствованию аэродинамики и общей компоновке самолёта.
Кабину штурмана они разместили в средней части фюзеляжа, а для того,
чтобы штурман имел хороший обзор задней полусферы и мог вести огонь
по врагу, атакующему с задней полусферы, обшивку верхнего гаргрота хвостовой
части спроектировали опускающейся.
В 1939 году начались испытания первого опытного экземпляра в варианте
бомбардировщика. Они подтвердили расчёты конструкторов. Самолёт развивал
скорость 567 км/ч. При взлётном весе 5023 кг потолок бомбардировщика
достигал 11800 м, а дальность полёта — 1050 километров. Вооружение самолёта
состояло из двух скорострельных пулемётов калибра 7,62 мм, установленных
один (неподвижный) в передней части фюзеляжа для обстрела передней полусферы,
второй — (турельный) — в кабине штурмана для обстрела задней полусферы.
В отсеке, размещённом в средней части фюзеляжа, самолёт нёс 400 — 600
кг бомб различного калибра.
Почти одновременно с бомбардировочным вариантом, имевшим обозначение
ББ-22, был построен аналогичный по схеме и конструкции разведывательный
вариант самолёта, получивший обозначение Р-12. На нём в кабине штурмана
установили аэрофотоаппарат «АФА», а бомбоотсек приспособили для загрузки
в основном осветительными бомбами. На построенном несколько позже истребительном
варианте, имевшем обозначение И-29, было значительно усилено бортовое
вооружение. В дополнение к двум пулемётам в нижней части фюзеляжа установили
две 20-мм пушки, боекомплект для которых разместили в бомбоотсеке.
Р-12 и И-29 на испытаниях показали примерно одинаковые с ББ-22 лётные
данные. Однако до серийного производства доводился только бомбардировочный
вариант. При этом было значительно усилено его бортовое вооружение.
Установка стандартной выдвижной стрелковой башни не только утяжелила
самолёт, но и ухудшила его аэродинамику. Естественно, скорость и потолок
самолёта, получившего после доводки обозначение Як-2, заметно снизились.
Он стал прототипом строившегося серийно самолёта Як-4, который выпускался
с двигателями М-105 мощностью 1050л.с.
Стоит отметить, что через два года после полёта первого варианта самолёта
«22», англичане создали аналогичный цельнодеревянный лёгкий бомбардировщик
«Москито». Он нёс 454 кг бомбовой нагрузки и не имел бортового оружия.
Высокая скорость, действия на принципе внезапности помогали группам
«Москито» избегать тяжёлых потерь при встречах с истребителями противника.
Самолёты «Москито», как и «№» 22», имели разведывательный и истребительный
варианты. |