РУЛЬ ВЫСОТЫ "главная"
 
Истребитель Як-3У
 
 
 
Продолжая совершенствовать оправдавший себя в воздушных боях фронтовой истребитель Як-3, конструкторский коллектив, возглавляемый А.С. Яковлевым, в начале 1945 года разработал его новую модификацию под двигатель воздушного охлаждения АШ-82ФН мощностью 1850 л.с. При проектировании этой новой опытной машины конструкторы стремились предельно облегчить самолёт.
Это, по их расчётам, при большой мощности двигателя и относительно низкой удельной нагрузке на крыло, обеспечит истребителю отличную маневренность, особенно на вертикалях, и скороподъёмность при достаточно высокой горизонтальной скорости.
Первые же испытания в воздухе, начатые 12 мая 1945 года лётчиком П. Федрови, в основном подтвердили расчёты конструкторов. Самолёт, получивший обозначение Як-3У, отвечал практически всем требованиям, предъявленным к фронтовым истребителям, был самым лёгким в мире самолётом этого класса с таким мощным двигателем. Взлётный вес Як-3У не превышал 2790 кг. Нагрузка на мощность, что определяет маневренные характеристики машины, была всего 1,5 кг/л.с., то есть рекордной. У знаменитого Ла-5ФН с тем же двигателем она была 1,9 кг/л.с., а у Як-3 с ВК-107А — 1,8 кг/л.с. Это обеспечило новому истребителю маневренные характеристики примерно такие же, как у современного спортивно-пилотажного самолёта.
При разработке самолёта конструкторы уделили много внимания улучшению его общей аэродинамики и особенно капотированию двигателя, имеющего такой большой мидель. Маслорадиатор они «спрятали» в центральной части крыла. Фюзеляж предельно герметизировали, шасси убирались заподлицо и т. д. Все эти мероприятия в сочетании с высокой энерговооруженностью позволяли Як-3У развивать на высоте 6100 м скорость до 710 км/ч, а у земли до 620 км/ч. Высоту 5000 метров Як-3У мог набрать за 3,8 минуты.
Чтобы облегчить самолётостроителям освоение истребителя в производстве, в конструкции Як-3У были использованы многие элементы серийного Як-3, в частности, крыло и силовая ферма фюзеляжа. Цельнометаллический фюзеляж имел дюралевую обшивку. Крыло было «раздвинуто» на 200 мм. Оперение — цельнометаллическое. Обшивка рулей — полотняная, элеронов — дюралевая.
Опыт воздушных боёв, проведённых нашими лётчиками в ходе войны, показал, что при высоких лётных характеристиках, хорошей маневренности на истребителе достаточно иметь две пушки калибром 20 — 23 мм. Именно такое вооружение и было установлено на Як-3У.
По лётно-тактическим характеристикам и технологичности конструкции Як-3У после небольших додёлок мог быть в короткий срок запущен в серийное производство. Несколько десятков испытательных полётов, выполненных лётчиком П. Федрови, подтверждали, что Як-3У относится к лучшим поршневым истребителям мира. Но было ясно, что будущее принадлежит машинам с реактивными двигателями. И в самом ОКБ уже шла интенсивная разработка такого самолёта. Поэтому доводка Як-3У как боевой машины была прекращена. К этому опытному самолёту конструкторы вернулись в конце 1945 года. На его базе был создан другой опытный самолёт — учебно-тренировочный.
Он позже стал прототипом Як-11, выпускавшегося большими сериями.
Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего и хитов в среднем за день.  
Hosted by uCoz