В
начале 1939 года конструкторский коллектив, возглавляемый А.С. Яковлевым,
закончил работу над многоцелевым 2-х местным самолётом. Новая машина,
получившая название Як-4 (ББ-22) могла быть использована как высотный
скоростной разведчик, защищённый от истребителей своей скоростью, большей,
чем у них; как дальний истребитель и как лёгкий ближний бомбардировщик
— его полётный вес всего около 5 т.
Конструкция самолёта смешанная: крыло неразъёмное, деревянное с фанерной
обшивкой. Носовая часть фюзеляжа дюралевая, задняя — форменная, сварная
из хромансилевых труб с полотняной обшивкой. Элероны и оперение также
дюралевые, обшитые полотном.
В первых же испытательных полётах Як-4 показал скорость 567 км/час —
выше чем все другие двухмоторные самолёты и одномоторные истребители
того времени. Потолок новой машины достигал 9500 м. Испытания показали,
что новый самолёт выгоднее всего использовать как скоростной ближний
бомбардировщик. Для защиты от истребителей в его хвосте смонтировали
огневую установку, в фюзеляже сделали отсек на 400 кг небольших бомб.
Более крупные было решено нести на наружной подвеске. Эти переделки,
естественно, заметно снизили скорость серийных экземпляров машин. ББ-22
были на вооружении лишь немногих частей. Их в ходе войны полностью заменили
пикирующие бомбардировщики Пе-2. |