Одна
из основных особенностей почти всех советских боевых самолётов, созданных
в 1939 — 1940 гг., — относительная простота и технологичность конструкции,
большие возможности для модернизации в соответствии с возрастающими
требованиями строевых авиационных частей. Благодаря этому освоение модифицированных
машин в массовом производстве занимало минимум времени и почти не сказывалось
на объёме поставок самолётов фронту.
Хорошо зарекомендовавший себя на фронте истребитель Як-7 имел ещё резервы
для совершенствования. Летом 1942 года конструкторское бюро А.С. Яковлева
провело большую работу по дальнейшему облегчению этого самолёта, перепроектировало
его крыло, несколько уменьшив его размах и площадь. Применявшиеся ранее
деревянные лонжероны были заменены металлическими, улучшена герметизация
фюзеляжа и общая аэродинамика.
Этот модифицированный вариант машины в серийном производстве получил
обозначение Як-9. Уже осенью 1942 года первые авиационные полки, вооружённые
самолётами Як-9, приняли участие в Сталинградской битве. На высотах
до 4000 м, на которых, в основном и велись воздушные бои, преимущество
Як-9 над модифицированными немецкими истребителями «Ме-109» было бесспорным.
Так за три дня, с 18-го по 20-е сентября 1942 года лётчики лишь одного
434-го истребительного полка, имевшего на вооружении Як-9, сбили 44
вражеских самолёта.
Как и другие советские конструкторские коллективы, работники ОКБ Яковлева
стремились оперативно учитывать текущие и перспективные нужды фронта
и соответственно улучшать уже строящиеся серийные самолёты, менять их
вооружение, оборудование. В начале 1943 года фронт начал получать истребители
модификации — Як-9Т, вооруженные 37-мм пушкой, снаряды которой легко
пробивали не только бронезащиту фашистских самолётов, но и верхнюю и
боковую броню вражеских танков. На этом тяжелом пушечном истребителе
кабина лётчика была на 400 мм сдвинута назад. Новая компоновка полностью
себя оправдала и в дальнейшем самолёты всех модификаций Як-9 выпускались
с такими кабинами лётчика.
Одновременно с увеличением мощности бортового оружия Як-9, конструкторы
изыскивали возможность для увеличения радиуса действия истребителя,
чтобы можно было прикрывать ударные группы и за линией фронта. Замена
деревянных лонжеронов металлическими позволила разместить в крыле дополнительное
количество топлива. Так появился на фронте истребитель с четырьмя баками,
имевший дальность полёта 1400 км. Эта модификация получила название
Як-9Д. Затем был принят в производство Як-9ДД, имевший 7 баков в крыле
и один в фюзеляже с дальностью полёта более 2000 км. В начале 1944 года
группа лётчиков 236-й истребительной дивизии на этих самолётах пролетела
без посадки из СССР через Румынию, Болгарию и Югославию на освобождённую
союзниками территорию Италии, оказывая отсюда помощь Народно-освободительной
армии Югославии.
Простые в управлении, надёжные, хорошо вооружённые истребители Як-9,
Як-9Д, Як-9Т и Як-9ДД как и Ла-5ФН, стали в 1943 году основными самолётами
нашей истребительной авиации. Промышленность выпустила 16769 самолётов
этого типа. На истребителях Як-9 с мая по август 1944 года сражались
французские лётчики полка «Нормандия — Неман». Самолёты Як-9 и Як-9Т
были на вооружении истребительного полка «Варшава» войска Польского,
многих наших прославленных полков и дивизий.
Конструкция самолёта Як-9 (как и его исходного варианта — Як-7) смешанная,
предельно приспособленная для массового производства в условиях военного
времени. Два металлических лонжерона крыла хорошо сочетались с набором
деревянных нервюр и стрингеров и с фанерной обшивкой, оклеенной полотном.
Между лонжеронами устанавливались протектированные бензобаки. Консоли
крыла состыковывались в плоскости симметрии самолёта.
Форменный каркас фюзеляжа, сваренный из стальных труб, имел деревянную
опалубку, обшитую фанерой и частично полотном. За кабиной пилота на
первых Як-9, (как и на Як-7) был дополнительный отсек. Самолёты всех
последующих выпусков строились без этого отсека.
Капот мотора, боковые панели кабины, зализы крыла и оперения выполнялись
из дуралюмина. Киль, стабилизатор, рули, элероны и посадочные щитки
имели металлическую клёпаную конструкцию. Каркас рулей и элеронов обтягивался
полотном. Запуск мотора, перезарядка оружия, торможение колёс, выпуск
и подъём шасси и посадочных щитков производились сжатым воздухом.
Вооружение самолётов Як-9 и Як-9Д состояло из пушки ШВАК калибра 20
мм, стрелявшей через втулку винта, и двух синхронных пулемётов калибра
12,7 мм. Оборудование кабины обеспечивало возможность уверенного полёта
не только днём, но и ночью на высотах до 10 км. Для связи с землей и
другими самолётами устанавливалась приёмопередающая, коротковолновая
радиостанция РСИ-4.
Большая часть самолётов Як-9 различных модификаций выпускалась заводами
с двигателями ВК-105ПФ мощностью 1240 л.с. С этим двигателем истребители
при взлётном весе 3060 кг развивали на высоте 4 км максимальную скорость
605 км/час. Высоту 5 км они набирали за 4,9 — 5,5 минуты. Практический
потолок Як-9 — десять километров. Дальность полёта для различных модификаций
изменилась от 870 (Як-9) до 2200 км (Як-9ДД).
Одна из последних модификаций этой машины был Як-9Б. Он представлял
собой единственный в своем роде в период второй мировой войны скоростной
истребитель-бомбардировщик, который нёс до 400 кг бомб на внутренней
подвеске. |