Увлечение
постройкой «небесных блох» — авиеток минимальных размеров с моторами
в 15 — 25 л.с. было характерно для 1934—1936 годов. Все эти самолёты
имели тандемную схему, то есть два их крыла были расположены одно за
другим. При этом переднее или заднее крыло проектировалось так, чтобы
оно меняло свой угол установки в полёте и тем самым выполняло и функции
руля высоты.
В нашей стране специалисты и любители построили в те годы более двух
десятков «небесных блох». Среди летавших было несколько относительно
удачных. К таким можно отнести авиетку, созданную автором ряда очень
хороших планеров Б.Н. Шереметевым. Она была построена в 1935 году на
планерном заводе и получила название «ЗАОР» (За активную оборонную работу).
Этот очень маленький самолёт с мотором в 18 л.с. летал довольно уверенно.
При площади крыльев всего в 12,5 м2 вес пустой авиетки не превышал 150
кг, а полётный — 253 кг. Максимальная скорость «ЗАОР» достигала 115
км/час, посадочная — 48 км/час, потолок — 2 тыс. м, дальность полёта
— 290 км.
Полёты «блох», созданных как в нашей стране, так и за рубежом, их многочисленные
аварии показали, что монопланы нормальной схемы с большим удлинением
крыла при тех же моторах более надёжны и показывают лучшие лётные качества. |